КУРЬЕР ИЗ «РАЯ»
2013, Россия, 93 мин.
Жанр: комедия, приключения
Режиссер: Михаил Хлебородов
В ролях: Евгений Ткачук, Елизавета Боярская, Гоша Куценко, Дмитрий Дюжев, Игорь Скляр
Артем, москвич с патологически честными глазами и патологически лживым, но, в общем, хорошим другом-ментом Егором, безалаберно работает курьером в тур-фирме, разъезжает на неприличной «восьмерке» и, само собой, мечтает о лучшей жизни. Лучшая жизнь начинается неожиданно, — когда неуловимо неприятный владелец автосалона, мотивировав свой душевный порыв словами Джонатана Свифта, дарит Артему дорогущий «мерседес» (не забыв, правда, взять в залог дачу). Потом знакомая красивая телеведущая едет к нему на этой тачке на эту дачу поесть и послушать истории, а ее ревнивый ухажер, желая Артема унизить, случайно устраивает его на хорошую должность в чем-то вроде вымышленного московского «Газпрома». Но тут «мерс» угоняют, дачу забирают, телеведущая не звонит, — словом, надо срочно спасать свою лучшую жизнь, и начинать лучше всего с машины.
Даже если забыть о том, что проекты с настолько чересчур настойчивой рекламной кампанией довольно часто — большая злорадная вселенская справедливость — привлекают к себе явно меньше зрителей, чем рассчитывали создатели, «Курьер из Рая», к тому же, оккупировавший на какое-то время половину сеансов в кинозалах, прокатился более чем скромно. Причины такого игнорирования, однако же, совершенно ясны: помимо прочего (в основном, бедный Куценко), фильм снимал режиссер «Параграфа 78» — чисто по-человечески, на такое обычно забредаешь только от безысходности. Плюс артист Ткачук — талантливый, но почему-то больше всего на свете похожий на Лизу Боярскую. Плюс эта знакомая раздражающая улыбка, лезущая откуда-то из-за кадра: так бывает, когда кто-то собирается ездить по ушам полкопеечной моралью про то, как надо жить — Уайльд называл такое «непростительной манерностью стиля».
«Курьер из "Рая"» слишком долго кажется фильмом неприятно наивным (он, в конце концов, начинается с туристической притчи-банальности в исполнении Дэнни Трехо про хорошо и плохо, а далее будет миллион слов и дел примерно про это же). Слишком долго, чтобы в финале, когда заданный героем главный — традиционно герцено-чернышевский — вопрос на эту вот фундаментальную тему вдруг просто неловко повиснет в воздухе, это не производило действительно сильный эффект. Авторы, оказывается, и не пытаются выдать историю мексиканского гида за вселенскую мудрость, а на основании непрестанных моральных терзаний персонажей делают точно не самые, скажем так, печально популярные в подобных случаях выводы. Согласно «Курьеру...», во-первых, все плохо, и неизвестно, что с этим делать; во-вторых, справедливость в этом мире (ну или хотя бы в России, фильм про нее в большей степени, чем даже хотелось бы) берется от одной только глупости, причем неважно какого порядка — возвышенного или напротив, или же чисто житейского.
Балабанов встречает Коэнов в гостях у среднестатистического российского клипмейкера, где все договариваются играть в жизнерадостную криминальную комедию про украденную машину с хорошими, но до изнеможения надоевшими актерами — зрелище практически уникальное, да и вообще, что называется, то еще. В описании это вот больше всего напоминает рядовое кино Пазолини, но, как и в случае с Пьером Паоло, смотреть вживую куда менее страшно и куда более интересно, чем читать о. И тут, по идее, можно было бы сделать то же, что каждый третий творил с Тарантино пять лет назад, — сказать, что финальная реплика фильма («Россия поднимается с колен!»; возглас раздается в адрес «мерседеса», вспахивающего поле) самым прямым образом относится и к нему самому, — но незадача в том, что сделать именно это как раз совершенно нельзя: слишком странно такой ход будет выглядеть в связи с картиной, сообщающей, что самое разумное и полезное — почти навсегда забыть об этой дурацкой формулировке.
Влад Колмаков