На экраны вышел "Забойный реванш" со Сталлоне и Де Ниро, специально для тех, кто ностальгирует о героях прошлого и боксе. Но мы рекомендуем поклонникам бокса более радикальное зрелище – универсальный фильм Роберта Уайза, снятый аж 58 лет назад.
КТО-ТО ТАМ НАВЕРХУ ЛЮБИТ МЕНЯ (SOMEBODY UP THERE LIKES ME)
Жанр: драма, биография, спорт
1956, США, 113 мин.
Режиссер: Роберт Уайз
В ролях: Пол Ньюман, Пьер Анджели, Эверет Слоун, Айлин Хекарт
По Юнгу, любой стресс – будь это любовь или боль – может вывести человека из состояния рационального самоконтроля, что станет проводником к способностям, благодаря которым появляются великие деятели искусств. И бокс как искусство убеждать зрителя в том, что удар наносится им, но пропускает его человек на ринге, давно стал приютом для тех, чье детство было далеким от сладостей и новогодних подарков в уютном семейном кругу.
Историю одного из таких деятелей ринга, Рокки Грациано (настоящее имя Рокко Томас Барбелла), поведает монохромная биографическая драма «Кто-то там наверху любит меня» с Полом Ньюманом в главной роли. Начальные титры презентуют предисловие самого Грациано «Таким все запомнилось мне… это правда». Однако вместо сладостного ностальгического нектара, первые минуты панорамных огней ночного Нью-Йорка отправляют на «ринг» дешевой комнатушки, где пропоица-папашка под неразборчивые возгласы своих собутыльников дарит уроки «любви» своему сыну. И дарит их через хуки и прямые, поддевая апперкотом посильнее, чтобы малыш Рокки в свои шесть лет не так громко хныкал. Разбитый нос и первая боль с соленым привкусом крови – такова ностальгия экс-чемпиона о жизни и боксе.
Не далее как полвека назад вклад нижнего Ист-Сайда в развитие Нью-Йорка и Штатов Америки можно было сопоставить с вкладом сточных вод в экосистему рек. Криминальные шайки, темные подворотни, куда даже с пистолетом опасно соваться, доносящиеся из окон пьяные крики и вокал из детского и женского плачей… В такой среде, когда терпеть домашние уроки отцовской любви становилось невмоготу, и рос итало-американец Рокки. Чем старше он становился, тем чаще знакомился с «камерным миром» исправительных колоний, заполняя «просвет» между ними импровизированными тренировками правого свинга, который в будущем подарит Грациано звание одного из лучших нокаутеров XX века.
То, что с первых минут видится историей в мрачном, нуарном стиле, на самом деле хитрый расчет мощного, как «двойка» Кличко, тандема матерого постановщика Роберта Уайза и импульсивного, с дьявольским огоньком в глазах, Пола Ньюмана. Вдвоем они обосновывают суть выражения «не мы такие, жизнь такая». Каждая драка на улице, каждое мелкое хулиганство, каждая затея проворной шайки – это результат стресса и внутренней ненависти Рокки, его тротиловый заряд, превращающий правую руку в орудие по «выключению» неприятелей. Таких не умеющих церемониться без вины виноватых людей, как правило, однажды находят с простреленной головой. Но Грациано повезло – госпожа удача позволила схватить себя за самые приятные места и свела жизнь Рокко с освещенным квадратом ринга.
С этого момента кинолента пускается в пляс между жанрами, меняя свой облик то на романтическую спортивную драму, то возвращаясь в изначально «черную» ипостась с тургеневской проблематикой отцов и детей. Озадачивающие поначалу настроенческие перепады, становятся не такими уж непредвиденными, если вспомнить, что на момент релиза фильма на дворе стоял 1956 год. Америка была на подъеме, радио захлебывалось оптимизмом рок-н-ролла, и для грусти, казалось, не оставалось места и причин. Потому чернота нуара постепенно нисходила и вымывалась с экранов кинотеатров под струями «чистых» романтических комедий и веры в то, что все будет хорошо, как на «Русском радио».
По части романтики «Кто-то там…» режиссер не стал заморачиваться и воспользовался старым, как мир, приемом с очаровательной, пока еще молодой и не суицидальной Пьер Анджели в роли Нормы – девушки с выразительными глазами и аккуратными чертами лица. Первая встреча с Рокки и первое прощание, как поединок двух новичков, нелепо и одновременно смешно. Она трижды протягивает руку, прощаясь, он трижды пожимает и застенчиво предлагает провести ее еще, пока они вместе не доходят до ее дома. А жесткий спарринг после прихода в зал Нормы превращается в откровенную комедию с балетным танцем в шлемах как доказательство, что, мол, бокс мало чем отличается от фильмов про любовь, куда Норма так настойчиво тянет за рукав Рокко. В эти моменты фильм – чистейшая молодежная комедия, где прелестное создание с Венеры обезоружила и покорила сердце воина с Марса, которому по жизни не хватало обнимашек и любви.
Собственно, что касается непосредственно бокса, то Роберту Уайзу помог опыт постановки «Подставы» – нуар-драмы конца сороковых о престарелом боксере с Робертом Райаном в главной роли. В частности, он грамотно оценил возможности Ньюмана и тот факт, что в отличие от Роберта Пол никогда боксом не занимался. Потому, большинство поединков режиссер оформил мимолетными видеовставками на фоне быта, а, например, драматическую схватку Грациано-Кохрейн и вовсе урезал до сухого газетного заголовка. Зато главное противостояние выходца из Ист-Сайда – матч-реванш с Тони Зейлом за титул чемпиона – осталась без изменений. Триумф силы и воли, который усмехнулся Грациано лишь со второй попытки, технически один в один копирует «Подставу». Сочные ракурсы образуют сумасшедший накал эмоций и драмы, а работа камеры всячески пытается скрывать дилетантскую работу рук и ног актеров. К сожалению, прямого сравнения с «Подставой», где на ринге сходились два экс-боксера, «Кто-то там наверху любит меня» не выдерживает, поскольку обходится лишь внешними атрибутами реального поединка. Зато без пафоса современных «Нокдаунов» и «Бойцов».
Не исключено, что жанровая универсальность фильма покажется ванильным кремом в стакане с виски. С другой стороны, когда фильм несет в себе мораль, что каждый поступок должен быть оплачен, как счет в баре, а дальнейшая судьба зависит лишь от принятых решений – трудно не признать, что кино чего-то стоит. «Кто-то там наверху любит меня» оканчивается победно, со вскинутыми вверх руками и победным шествием под овации публики родного района. К сожалению, за кадром кинокамер Грациано проиграл третий поединок Зейлу, а тот через месяц утратил титул в бою с Марселем Серданом – будущим чемпионским трамплином для Джейка ЛаМотты, о чем поведает шикарная драма «Бешеный бык». Но это уже другая история…
Ярик Ленциус