ЖЕЛЕЗНЫЙ РЫЦАРЬ (IRONCLAD)
2010, США, 121 мин.
Жанр: историческое рубилово
Режиссер: Джонатан Инглиш
В ролях: Пол Джаматти, КейтМара, Джеймс Пьюрфой, Джейсон Флеминг
Поставивший невнятного «Минотавра», режиссер Джонатан Инглиш решил искупить свою вину историческим боевиком «Железный рыцарь». Фильм британца рассказывает о далеких событиях XIII столетия, когда право на правление жестокого английского короля Иоанна Безземельного (Пол Джаматти) было поставлено под сомнение. Подписанная 15 июня 1215 года Великая хартия вольностей гарантировала права и свободы церкви, купцов и баронов. Однако уже в том же году беспринципный монарх аннулировал свою подпись под хартией вольностей. Это глубоко возмутило многих баронов и графов, в числе которых был и барон Олбани (Брайан Кокс). Он вместе с тамплиером Томасом Маршалом (Джеймс Пьюрфой) и еще несколькими воинами устремляется в Рочестерский замок, который они должны любой ценой защитить от армии Иоанна, ибо их поражение будет означать победу абсолютной монархии короля.
К большому удивлению большинства зрителей у Инглиша вышла очень достойная постановка. По крайней мере поверить в то, что «Минотавр» и «Железный рыцарь» – работы одного и того же режиссера, решительно невозможно. Фильм о защитниках Рочестерского замка (особенно на фоне «Минотавра») выглядит монолитным произведением. Его даже не портят исторические несуразности и неточности, коих в постановке предостаточно. Создателей интересуют не политические интриги и заговоры, а жесткая, порой даже жестокая мужская битва. Битва за Рочерстерский замок, за свободы и идеалы. Лента может похвастаться и неплохим визуальным рядом (который лишь немного подпортила не совсем удачная операторская работа), и эстетикой варварских, не чурающихся запрещенных приемов, сражений, которую удачно обрамляет прекрасная музыка авторства Лорни Бэлфи.
Более того, в «Железном рыцаре» имеется даже некое подобие спирали развития персонажей. Защитники замка не идеализируются. Они предстают перед нами живыми людьми, а не картонными поделками на них. Почти все герои истории имеют свою собственную правду, свою идею, за которую они готовы отдать свои жизни. Это и отважный тамплиер в исполнении Джеймса Пьюрфоя, который не может поступиться своими принципами перед лицом даже самой страшной опасности. Это и стойкие защитники замка, и бездушные атакующие, сражающиеся за власть (барон Олбани и король Иоанн соответственно). Это и готовые на все ради денег скандинавские наемники. Присутствует в фильме и любовная линия, дополняющая образ Маршала всего несколькими, но такими яркими штрихами.
«Железный рыцарь» – кино брутальное, не стесняющееся отрубленных конечностей, окровавленных трупов и изуверских пыток. Беспощадные пламенные речи (особенно хорош в этом плане монолог короля Иоанна в финале ленты) лишний раз подчеркивают основной лейтмотив фильма: невозможность компромисса между властью и подчиненными, между угнетателями и угнетаемыми. Можно сражаться за деньги, за власть, за женщин, за славу… С одной стороны – хотя бы отчасти оправданной может быть война за свои идеалы и принципы. С другой – разве может идея оправдать убийства беззащитных женщин и стариков, невинных детей? Разве может быть что-то ценней самой жизни? «Железный рыцарь» поднимает эти непростые вопросы и направляет зрительскую мысль сквозь череду бессмысленных смертей и дым пожарища войны, сквозь алчность, трусость одних и подвиги других, навстречу решению этой проблемы.
Геннадий Гусев