СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН. НАШЕ ВРЕМЯ
2011, Россия, 90 мин.
Жанр: ремейк культовой мелодрамы
Режиссер: Сарик Андреасян
В ролях: Владимир Зеленский, Светлана Ходченкова, Марат Башаров, Анастасия Заворотнюк
Отечественный телевизионный бомонд (няня, интерновский фронтмен и Воля) прохлаждаются на вторых планах; бывший КВН-щик (Зеленский) и худая актриса с серьезными кинематографическими планами на будущее (Ходченкова) разыгрывают в прежних именах и новых датах современную вариацию нетленной классики Рязанова про любовь на рабочем месте. У Новосельцева по-прежнему двое славянских детей, Калугина все так же одинока и показательно строга, зато Самохвалов зовет всех не в гости, а в Турцию.
Самый понятный импульс в отношении данной ленты – пойти за тухлыми помидорами – подобен здешнему главному мужскому персонажу: он как-то неуклюже смотрится. И где-то на третьем замахе томатом в местных менеджеров начинаешь понимать, что это ведь не то же самое, что и, например, «Ирония судьбы. Продолжение» Бекмамбетова; это не сиквел и даже практически не переосмысление. Сценарий подвергся серьезной редукции, но критиковать за это только теперь – означало бы по меньшей мере сознаваться в собственной неспособности прогнозировать восходы солнца по утрам.
Оригинал Эльдара Рязанова, кроме прочего, обладал рядом таких эпизодов, которые, случайно наткнувшись на них в телевизоре, можно было бы легко принять за Тарковского, если бы закадровый текст произносился мужским голосом. И неправомерность этой творческой свободы в современных мультиплексах ясна, в общем-то, не по результату просмотра репертуара, а дана зрителю чуть ли не априори. «Служебный роман. Наше время» – ремейк в первую очередь, с единственным, кажется, реверансом в прошлое, и то, припасенным на финал. Для должного восприятия всего прочего смотреть оригинал не обязательно, и даже возбраняется. В противном случае, к недовольству не самым, мягко говоря, аутентичным изображением актрисой Ходченковой суровой акулы бизнеса, прибавиться типичное зрительское негодование попорченной классикой. И его не искупят даже те остроумные диалоги, которые не перекочевали сюда из оригинала, а были, как ни странно, выдуманы современными сценаристами.
В этом всем, однако, есть одна загвоздка – у нас даже среди молодежи найти тех, кто «Служебный роман» 1977 года не видел хотя бы отрывочно, задача не из легких. И продюсерам стоило бы наказать своим внукам когда-нибудь, когда все свидетели прекрасной советской киноэпохи канут туда же, куда и эта эпоха, заняться созданием ремейков картин Рязанова и Гайдая. Ведь зануднее и тривиальнее кощунственного реплейстмента, который сдвигает инженеров и ставит на их место в кадре топ-менеджеров с презентациями, может быть лишь очередное сообщение о том, как подло и некрасиво поступать подобным образом.
Антон Минасов