ИСХОДНЫЙ КОД (SOURCE CODE)
2011, США-Франция, 93 мин.
Жанр: легкое дежа вю
Режиссер: Дункан Джонс
В ролях: Джейк Джилленхол, Мишель Монахэн, Вера Фармига, Джеффри Райт
Все гениальное просто. К примеру, хот-дог или колесо – элементарно, но в первом случае чрезвычайно сытно, а во втором так много применений. Но, по правде говоря, простыми могут быть не только исключительные вещи, но даже просто хорошие. Им не надо всевозможных примочек, чтобы скрыть собственную никчемность. Так и с кино. Вторая лента умницы Дункана Джонса не имеет ровным счетом ничего, чтобы получить звание шедевра или хотя бы просто оригинального фильма, и, тем не менее, ее приятно смотреть и еще приятней потом вспоминать. Парадокс. Автор вроде бы не создал ничего нового, не удивил спецэффектами, не заставил актеров работать на пределе сил, не давил на зрителя сверхдраматизмом, а кино получилось… хорошее, причем настолько, что и придраться вроде бы не к чему. И даже на горизонте замаячило страшное слово «идеальное».
Все это уже было. Рыцарь без страха и упрека возвращается в одну и ту же пространственно-временную точку, чтобы спасти если не все королевство, то хотя бы даму сердца. А потом просыпается в своем замке. В данном случае – Осажденном. Параллельным прямым, как известно, не свойственно пересекаться, а параллельным реальностям?
На этот раз наш герой – обыкновенный солдат, вынужденный возвращаться в облике другого человека в поезд с бомбой. В нашей реальности он был взорван, что повлекло за собой гибель большого количества людей. От солдата не требуется обезвредить бомбу, ведь получается, что пассажиры поезда на самом деле уже погибли. Ему надо вычислить террориста, который по имеющимся данным собирается устроить еще один взрыв. Как настоящий солдат он с честью берется за задание, попутно влюбляясь в милую незнакомку и, разумеется, пытается ее спасти, пускай хоть в иллюзорном мире, воссозданном с помощью программы «Исходный код», разработанной весьма умным человеком и охотно используемой правительством. Но что если гениальному ученому удалось создать нечто большее? Что если герой действительно попадает в параллельную реальность?
Играть в подобные игры режиссеры любят настолько, насколько зрителям нравится на это смотреть. Вопрос «а что если?» интригует, завораживает и пугает одновременно. Но, положа руку на сердце, кто бы из нас не хотел хоть раз перемотать пленку жизни назад и что-нибудь в своем прошлом слегка скорректировать, а может быть и кардинально поменять?
Пытаясь изменить ход событий, герои на самом деле хотят исправить ошибки. Причем на самом деле это не их вина вовсе, но человек – существо рефлексирующее, и червь сомнения все грызет. Так по всему фильму красной нитью проходит тема из серии «позвони родителям пока не поздно». Вроде типичный штамп, затертый до дыр, но как трогательно это показано. Если дебютную «Луну» Дункана Джонса можно было отнести к авторскому кино, то «Исходный код» – это стопроцентный ладно скроенный и мастерски сшитый мейнстрим. Сюжет увлекает и держит в напряжении, несмотря на то, что особо умные разгадывают замысел едва ли не с первых кадров. Актеры, точнее Джейк Джилленхол и Ко, показывают именно то, чего от них ждет зритель – эмоции. И это подкупает.
Вопросы после просмотра тоже остаются. Не нолановский волчок конечно, но все же. Что стало с бедолагой учителем, в теле которого герой Джейка? Почему он сразу не стал искать террориста среди тех, кто покинул поезд во время остановки? Ведь понятно же, что если террорист останется в поезде, то погибнет вместе с остальными и устроить взрыв уже не сможет.
Обычно говоря о ленте, ее сравнивают с «Днем сурка» и «Дежа вю». Сравнения уместны и одновременно далеки от истины. В первом случае жанр не тот, а во втором при схожести сюжета в корне отличаются принципы перемещения и в какой-то степени идея. У кого-то при просмотре могут возникнуть ассоциации с дебютной лентой Ричарда Келли «Донни Дарко» с Джилленхолом в главной роли. И если подумать, солдат, герой Джейка, тот же повзрослевший Донни, готовый пожертвовать собой, если потребуется, ради спасения милой его сердцу барышни, пускай он даже знаком с ней 8хN минут (где N – количество его возвращений в поезд).
И пусть это просто гармонично сделанный коммерческий продукт, но когда на экране возник потрясающий стоп-кадр со счастливыми пассажирами этого злополучного поезда, у части зрителей точно также замерло сердце и на глаза навернулись предательские слезы. А это дорогого стоит.
Алина Ермолаева