Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / КиноТопы / Топ-10 Лучших фильмов про космос
Автор: Игорь ТалалаевДата: 20.04.2014 03:35
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (6)
12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космос, обессмертив свое имя и подарив нам праздник – День космонавтики. Отпразднуем?


Человечество всегда заглядывалось на звезды и стремилось приблизиться к ним даже тогда, когда считало их блестящими игрушками, прибитыми к небосводу. Что уж говорить о тех временах, когда мы поняли, как далеко они находятся!..

Едва только появился кинематограф, тема космических путешествий тут же была освещена Жоржем Мельесом в его знаменитом «Путешествии на Луну» (1902 г.). На тот момент сюжет выглядел энергичным и драматичным, а спецэффекты – инновационно, но мы все-таки решили вспомнить те ленты, которые интересно смотреть даже сегодня.

В редакции был проведен опрос, результаты которого прямо перед вами. Обратите внимание: мы подобрали фильмы, важная часть сюжета которых развивается на космических кораблях, оставив многих редакционных любимчиков («Чужие», «Аватар», «Луна 2112») за бортом, т.к. там основное действие происходит просто на другой планете или спутнике.


«ПАНДОРУМ»

Пэйтон и Бауэр приходят в себя на борту огромного звездолета после гиперсна, который длился гораздо дольше, чем они могут себе представить. Куда направляется корабль, какова их миссия, есть ли рядом еще живые люди? Ответы на эти вопросы приходят постепенно, превращая клаустрофобный триллер о борьбе с мутантами в эпическое полотно о последних представителях человечества. Интриги добавляет (и еще как!) загадочная болезнь «пандорум», местный аналог космического помешательства.

Единственный европейский представитель топа, «Пандорум» был снят на немецкие евро и английские фунты, и бюджет по голливудским меркам выглядит несерьезно - какие-то 33 миллиона долларов. Но даже каст во главе с американцами Деннисом Куэйдом и Беном Фостером не позволил фильму отбить производственный бюджет и фильм потерпел сокрушительное кассовое фиаско. Вдвойне обидно, ведь актеры по-настоящему старались, а режиссер Кристиан Альварт проследил за тем, чтобы каждая копейка нашла свое отражение на экране: лента получилась подозрительно эффектной и атмосферной, напоминая отдельными моментами то крепкий космохоррор Пола Андерсона «Сквозь горизонт», то популярный сериал «Звездный крейсер Галактика», а то и вовсе шедевр Ридли Скотта «Чужой».

Несмотря на казалось бы несовместимые вышеперечисленные картины, «Пандорум» выглядит цельным, интересным, и – что даже странно – оригинальным продуктом. Все-таки звание «Лучшего триллера 2009» мы за красивые глаза не выдаем. С сюжетной точки зрения лента Альварта так и вовсе выглядит одной из сильнейших в данной подборке, а финальный твист не оставит равнодушным никого. Правда, именно финал и не позволят «Пандоруму» подняться в нашем космическом топе выше. Если вы видели, то все прекрасно понимаете. Ну а если не видели – бросайте все дела и смотрите.




«ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ЭПИЗОД 3: МЕСТЬ СИТХОВ»

Война клонов входит в завершающую стадию, как и превращение подающего большие надежды джедая Энакина Скайуокера в злобного ситха. Галактическая Республика превращается в Империю, Верховный Канцлер – в Императора, а Храм джедаев – в руины. Разумеется, смотреть за интригами Палпатина будет интересно только тем, кто видел предыдущие 2 (а лучше 5) фильма, но, мы уверены, что среди читающих эти строки, Сагу смотрели все.

28 лет прошло с первого появления уползающих в космические дали желтых колонок текста под вдохновляющую музыку Джона Уильямса до того момента, как миллионы поклонников «Звездных войн» наконец увидели развязку. Лукас закольцевал сюжет не прихоти ради, а из соображений суровых реалий – в конце 70-х технологии не могли тягаться с его фантазией. А вот в 2005 году – пожалуйста, тут вам и планета-город Корусант, и армии дроидов, и самое достойное сражение на мечах (световых, ага), и, конечно, эпические космические баталии.

Одной из таких открывается фильм, и зритель сразу оказывается вовлечен в мясорубку между республиканским и сепаратистским флотами. И хотя самые переживательные космические моменты связаны с «Тысячелетним Соколом» из Пятого эпизода, а самая главная в Саге космическая баталия показана в штурме Звезды Смерти из Шестого эпизода, именно в Третьем битва показана со всей ее неразберихой и глубиной. В каждом кадре сгенерировано столько событий, что оценить их получается только во время замедленного воспроизведения. И позади (т.е. снизу, сверху и вообще везде) пары джедаев, летящих сквозь трехмерное поле боя, творится такая жара, что в любом другом фильме такие события обязательно вынесли бы на первый план.




«СОЛЯРИС»

Ученые на далекой научной станции, расположенной на орбите планеты Солярис, кажется, сходят с ума. Есть мнение, что они сходили с ума и раньше, тратя столько сил и времени на изучение разумной планеты, создав для этого целую науку «соляристику», но теперь их сумасшествие носит принципиально иной, более «земной» характер. Психолог Крис Кельвин отправляется на станцию, чтобы объяснить происходящую там чертовщину – по Фрейду или хоть как-то – но на месте неожиданно встречает свою бывшую возлюбленную, ныне покойную.

Первый и последний отечественный фильм в топе, составленном почти целиком и полностью из творчества мэтров кинематографа. Так приятно, что Андрей Тарковский вписался в эту компанию отнюдь не на правах «почти», а в статусе одного из самых именитых режиссеров, пусть и сохранив клише «этого странного русского». Тарковский снял космический фильм так, как это может сделать только гений – показав космос буквально в паре кадров. При этом атмосфера неземного безумия такая, что если бы кто-то придумал прибор для измерения этого самого безумия, он бы зашкаливал. Конечно, приписывать эту заслугу одному лишь нашему соотечественнику нечестно – все же изначально постарался поляк Станислав Лем, написавший роман. Но не поставишь же в один ряд советский «Солярис» с «Солярисом» голливудским, где играл Джордж Клуни!

Планета-океан, планета-психоаналитик, планета-зеркало. Идущая на контакт тем единственным образом, которого не ожидал «человек разумный». Вызывающая призраки, исполняющая фантазии или даже воскрешающая мертвых, но заставляющая копаться прежде всего в своей душе. И как бы усмехающаяся: «Ну какой вам, братцы, космос? Вы же себя самих еще не познали. Разберитесь сначала, а там поговорим». Не в бровь, а в глаз. Звучит, как и в 1972 году, актуально.




«ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ЭПИЗОД 4: НОВАЯ НАДЕЖДА»

Злобная Империя создала чудовищное оружие – Звезду Смерти, способную одним залпом уничтожать целые планеты. Старый джедай Оби-Ван Кеноби, пионер Люк Скайуокер, принцесса Лея, контрабандист Хан Соло, ходячий ковер Чубакка и пара дроидов с бувенно-цифровыми именами собираются вместе и неожиданно делают первый шаг в нелегком деле освобождения галактики.

Сразу после уже ставшей легендарной заставки «A long time ago in a galaxy far, far away...» на ошеломленных посетителей кинотеатров, привлеченных подозрительными плакатами, обрушивался Космос. Сочетание эпической композиции Уильямса, простого звездного неба и внезапно появляющегося исполинского имперского крейсера в 1977 году оказалось настолько впечатляющим, что некоторые не могут отойти до сих пор.

Межзвездные путешествия и гиперпрыжки уже были показаны в популярном сериале «Звездный путь» аж одиннадцатью годами ранее, но только в «Звездных войнах» это было сделано с подлинным размахом и на таком качественном уровне, что команда Лукаса не просто получила все «технические» «Оскары», но и породила целый культ, который и не думает умирать: франшиза сейчас живее всех живых, а после продолжений Абрамса покорит очередное поколение и выйдет на новую высоту. И пусть «треккеры» считают «Звездные войны» попсой, пусть актеры, как и почти все в то время, порой переигрывают, но против факта не попрешь – после появления Star Wars космос уже никогда не станет прежним.




«ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ»

Землянин-бунтарь Джеймс Тиберий Кирк и до невменяемости хладнокровный вулканец Спок занимают лидирующие позиции на борту звездолета «Энтерпрайз», передового научно-разведывательного судна Федерации. На самом крупном корабле в истории человечества им двоим слишком тесно. Но когда их флот атакует корабль ромуланца Нерона, способного в одиночку уничтожить Федерацию, заклятым друзьям приходится объединить усилия, чтобы выжить и победить.

Описывать сюжет «Звездного пути» без пафоса не получается. Видимо, персонажи Джима Родденбери задевают в нас какие-то струны, отвечающие за патриотизм, героизм, жажду исследований и все остальные замечательные порывы вместе взятые. Причем, делают это с таким запасом, что даже серьезно переработанные отношения (вплоть до личной неприязни) Спока и Кирка в ремейке 2009 года высекают из действия на экране искру, заставляя зрителей даже не следить за приключениями героев, а сопереживать им. И замирать не в тот момент, когда во время звездной перестрелки корабли делали «пиу-пиу», а, наоборот, от внезапно закладывающей уши тишины, ведь в космосе звуки не распространяются.

«Перезагрузка» франшизы удалась на славу: благодаря изящно вписанным в сюжет путешествиям во времени, 40-летняя история «Звездного пути» не оказалась выброшена на свалку, но переписана совершенно официально, в рамках параллельной вселенной. Ну а живые персонажи, топовые актеры, талантливый режиссер-конспиратор, безудержный драйв и наконец-то раздутый до девятизначных чисел бюджет превратили Star Trek из любимца гиков в полноценный человеческий блокбастер. Давно пора!




«ЗВЕЗДНЫЙ ДЕСАНТ»

Арахниды, раса огромных разумных жуков окончательно обнаглели. Мало того, что они размножаются где хотят и колонизируют планеты, так еще и совершили дерзкое (непредумышленное) нападение на святая святых – старушку Землю. До этого момента земляне вооружались и мечтали стереть жуков с лица космоса, но теперь все иначе – земляне вооружаются и мечтают стереть жуков с лица космоса во имя справедливого возмездия. На острие атаки оказывается молодой Джонни Рико, призванный в ряды десанта и еще не знающий, как ему «повезло».

Пол Верховен, главный любитель кровищи в Голливуде (помните всю ту расчлененку в «Робокопе» 1987?) десять лет спустя вернулся к тому, за что мы его так ценим – к экшену, где килотонны пафоса сталкиваются с гигаваттами сатиры и рождают уникальный сплав циничной фантастики. Режиссер признался, что даже не дочитал роман Роберта Хайнлайна, по мотивам которого снял фильм, настолько он показался ему скучным. Зато с его весьма бодрыми даже по сегодняшним меркам спецэффектами, солдатским юморком и яркими рекламными интернет-вставками, рекламой и гламурной военной пропагандой прямо в повествовании заскучать никак не удастся.

«Звездный десант» оказался не столь успешен в прокате, фактически провалившись, и это, взглянем правде в глаза, одна из самых больших несправедливостей XX века, сразу после Революции 1917 года и подлым ударом Бобби Кларка в 1972-м. Благодаря этому фильм получил лишь пару абсолютно кошмарных трэш-сиквелов («Герой Федерации», «Мародер»), вышедших сразу на видео, да пару средненьких мультиков – полнометражный «Вторжение» и сериал «Операция Плутон». Но кассовые неурядицы и несуразные продолжения не отменяют нашей любви к простому десантнику (ладно, лейтенанту) Джонни Рико, простому пилоту (ок, уже капитану) Кармен Ибанез и простому контрразведчику (информация засекречена, но, кажется, полковнику и ведущему одного небезызвестного музыкального блога) Карлу Дженкинсу. И если всякую жесть, типа оторванных конечностей, можно найти еще много где, то жуков, высасывающих у людей мозг и запускающих астероиды в открытый космос – только в «Звездном десанте».




«ПЕКЛО»

Солнце стало остывать. Оно все еще греет, но на Земле дети уже лепят снеговиков у сиднейского оперного театра. Чтобы выжить, человечество должно «простимулировать» нашу звезду, направив в ее недра весь свой ядерный боезапас на корабле «Икар-2». На самоубийственную миссию к Солнцу отправляется международный экипаж, призванный проследить за успешной доставкой смертельной «посылки» и параллельно не сойти с ума за годы полета в космическом пространстве.

Дэнни Бойл в любом жанре чувствует себя, как рыба в воде. Не стал исключением и космический триллер, чья львиная доля приходится на описание быта астронавтов, их споры, рукоприкладство и попытки решить ту или иную проблему, которые не заставляют себя долго ждать. Собственно, малейшая ошибка в расчетах запускает целую цепь чрезвычайных ситуаций и испытаний, через которые должен пройти стремительно редеющий экипаж корабля: от выхода в открытый космос до беготни по тесным коридорам.

«Пекло» может похвастаться шикарными параметрами аудио/видео, а также любопытными моральными дилеммами, но поражает странной маниакальной концовкой, где Бойл включил натуральное кубриковское «Сияние», смонтировав его с клипами Мэрилина Мэнсона, благодаря чему многие зрители, следившие за событиями с замиранием сердца, на развязке чуть ли не плевались. А спорный сюжет ленты в 2007 году подстегнул образование во всем мире: миллионы людей высмеивали концепцию взрыва Солнца, моментально превратившись в долбанных доморощенных астрофизиков. Но даже несмотря на это «Пекло» стал эдакой «Песнью льда и пламени» в космосе, где одни герои сгорают, а другие замерзают, вне зависимости от наших симпатий. Джордж Мартин бы одобрил.




«ЧУЖОЙ»

Грузовой космический корабль «Ностромо» получает с необитаемой планеты сигнал, похожий на SOS. Бортовой компьютер тут же будит экипаж дальнобойщиков, которые ворчат, но все же вспоминают, что в их контракте прописан пункт о проверке подобных сигналов, и в надежде на премиальные от столкновения с инопланетной формой жизни, высаживаются на планете. Но столкновение происходит в буквальном смысле этого слова, а инопланетная форма жизни оказывается похожей на воспаленные фантазии одного немецкого художника.

Ганса Руди Гигера – художника «Чужого», создавшего как незабываемые локации инопланетного корабля, так и дизайн чужих (взрослой особи и лицехвата), наряду со смельчаком Ридли Скоттом, можно назвать как извращенцем, так и настоящим отцом первого в мире космического хоррора. Фильма, вводившего в шоковое состояние как съемочную группу, так и многочисленных посетителей кинотеатров, только-только распробовавших разудалое веселье «Звездных войн» (на дворе, напомним, стоял 1979 год). Ксеноморфы получились настолько эффектными и запоминающимися, а сюжет радовал совершеннолетних такими жестокостями, что «Чужой» был просто обречен стать родоначальником жанра, моментальным культом и породить множество продолжений. С этого момента космос в кино из цирковой арены для демонстрации человеческой ловкости превратился в по-настоящему жуткое местом, которое хочется поскорее покинуть.

В отличие от менее удачливых франшиз, каждое продолжение (до слияния со вселенной Хищников) снимал весьма достойный человек – Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер, Жан-Пьер Жене, привнося в историю о противостоянии человека и инопланетного паразита что-то новое. Что оставалось, так это суровый реализм – никаких бластеров, Дарта Вейдера и непобедимых героев, никаких шансов на победу в честном бою. Коридоры космических кораблей пустынны, темны и глухи к мольбам. «В космосе никто не услышит твой крик». Воистину так. Если вам не было страшно во время первого просмотра «Чужого», значит вы просто дешевое трепло. Тьфу на вас.




«ГРАВИТАЦИЯ»

Астронавт-новичок Райан Стоун (это женское имя, если что) и ветеран Мэтт Ковальски (а вот это уже мужчина) завершают свою миссию по апгрейду космического телескопа «Хаббл», когда происходит ЧП: злые русские взорвали собственный спутник, а его обломки запускают смертельную цепную реакцию, в результате которой орбита Земли превращается в кромешный ад.

Самый свежий фильм из представленных в топе сходу поднялся до почетного второго места, уступив «Космической одиссеи» лишь по праву старшинства. Шедевральным триллером Альфонсо Куарона мы восхищались совсем недавно, назвав его «Лучшим фильмом 2013 года», а подобными громкими заявлениями мы разбрасываться не привыкли, так что поясним. «Гравитация» изображает космос именно таким, какой он есть – бескрайний, бездонный, чарующе красивый и бездушно опасный. Здесь дух захватывает и от всей этой свистопляски, что происходит с бедной Райан Стоун, и от грандиозных панорам Земли.

Да, сценаристы собрали в одном флаконе, наверное, все неприятности, которые только могут произойти – от нехватки кислорода и горючего до пожара и столкновений с обломками – но сделано это в угоду зрелищности. И даже если вы критикуете отдельные физические нестыковки в сюжете «Гравитации», то не сможете не признать, что другого такого фильма, 99,9% хронометража которого происходит в открытом космосе, а персонажи практически не снимают скафандры, больше на свете нет. Фильма, где речь не идет о пришельцах, сражениях, поиске ответов на вечные вопросы или философской рефлексии, где фон, катализатор всех действий и одновременно главный злодей – это космос. Фильма, который на 100% посвящен космосу и только ему. А это для нашего топа является определяющим фактором.




«2001 ГОД: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ»

О сюжете этого эпического фильма говорить тяжело. Тут таинственный Монолит, который когда-то изменил обезьян, повысив их агрессию и интеллект, а заодно сделав плотоядными, борьба со свихнувшимся бортовым компьютером и сюрреалистические видения астронавтов соединены в таком сплаве, что пересказывать бессмысленно – нужно смотреть.

В 1968 году (вы только вдумайтесь в эту цифру!) великий и ужасный Стэнли Кубрик создал свое, наверное, величайшее произведение, объединив усилия с фантастом Артуром Кларком именно для – без шуток – съемок великого фильма. Первого фантастического фильма, в котором бы тупые пришельцы не гонялись за еще более тупыми блондинками, где космос выглядел так, что современники (а вместе с ними и мы) не могли понять – как в принципе возможно было это сделать? Показать невесомость, хай-тек дизайн XXI века, соорудив первое противостояние Человека и Машины (ХЭЛ-9000 – дедушка Скайнета), подспудно нагрузив повествование вопросами грандиозных масштабов: «Кто мы и зачем мы здесь (на Земле, в космосе, во Вселенной)?» Но подлинное мастерство заключается в том, что вопросы эти задает с экрана отнюдь не Кубрик и его герои, а сам зритель. Есть ли ответы? Кто знает. Известно лишь, что мы – часть космоса, а космос – часть нас. И не разобравшись, что мы такое и откуда пришли, понять и покорить космос не получится. Равно как нельзя до конца понять космос, не познав себя.

И пусть Джеймс Кэмерон (низкий ему поклон) заявляет, что лучшим фильмом про космос является «Гравитация» (в которой мы души не чаем), в его словах есть изрядная доля кокетства. Альфонсо Куарон использовал самые современные средства для создания самого реалистичного космоса. Стэнли Кубрик, сняв «2001 год: Космическая одиссея», просто опередил технические возможности своего времени на десятки лет. В этом вся разница. Прошло почти 50 лет, а до сих пор любой фильм на космическую тематику в первую очередь сравнивается именно с «Космической одиссеей» (и привычно – в пользу Кубрика). Этот фильм нужно хранить в Международном бюро мер и весов как эталон фильма про космос: гипнотизирующий своей безупречностью, не дающий ответов, но заставляющий задавать вопросы, глядя на звезды.

Игорь Талалаев

>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<
Нравится
2. Игорь Талалаев 21.08.2014 09:26
Такова была воля народа, решившего судьбу топа в демократическом опросе!
3. Андрей Ишонин 12.04.2015 04:46
Топ создавался читателями?
4. Игорь Талалаев 12.04.2015 09:16
Был проведен внутриредакционный опрос.
5. Чинга Дауленов 16.04.2019 03:39
Выйди топ на несколько месяцев позже, Интерстеллар был бы в тройке.
6. Игорь Талалаев 03.06.2020 01:55
"Интерстеллар" как минимум первой пятерки точно достоин.
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 283 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio