ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО (DELIVER US FROM EVIL)
2014, США, 118 мин.
Жанр: хоррор, триллер, криминал
Режиссер: Скотт Дерриксон
В ролях: Эрик Бана, Эдгар Рамирес, Оливия Манн, Шон Харрис, Джоэл МакХэйл
Проект, основой для которого послужила книга рассказов Ральфа Сарчи, бывшего полицейского, состоявшего на службе в нью-йоркском управлении в общей сложности двадцать лет, находился в разработке довольно давно. Ещё в начале нулевых Джерри Брукхаймер проявлял интерес к материалу, задумав крепкий хоррор, ввиду чего нанял молодого (на тот момент) Скотта Дерриксона для написания сценария. Тем не менее, реализовать задуманное кинематографистам удалось лишь недавно, и поспособствовал этому небезызвестный «Синистер», благодаря успеху которого новый проект Дерриксона получил поддержку Screen Gems.
Изначально создатели планировали сделать упор на мистике, но в последней версии сценария Дерриксон пересмотрел приоритеты и решил уделить изрядную долю внимания подробностям полицейской работы, которые описывались в книге Сарчи. Данный факт может несколько разочаровать тех, кто настроен на стандартный хоррор, так что его стоит принять к сведению. Сборник рассказов бывшего копа описывал различные необъяснимые явления, с которыми, как уверяет автор, ему приходилось иметь дело за свою долгую карьеру. Главная сюжетная линия фильма является вымышленной, но она объединяет эти эпизоды из рассказов в одно целое. Эрик Бана играет Ральфа Сарчи, сержанта полиции 46-го участка, расположенного в Бронксе. Какими бы чудовищными ни были преступления, с которыми он привык иметь дело (в начале можно видеть, как он обнаруживает труп маленького ребёнка в мусорном баке) – Сарчи остаётся реалистом, привыкшим полностью полагаться на проверенные факты и находить всему рациональное объяснение. Однако, цепочка некоторых ужасающих событий посеет зерно сомнения даже в таком скептически настроенном прагматике. Существенную роль в этом сыграет появление в сюжете священника Джо Мендозы (Эдгар Рамирес). Джо – вымышленный персонаж, но у него есть два реальных прототипа, из которых сценарий создал этот собирательный образ.
Поначалу оба героя (в особенности Сарчи) относятся друг к другу весьма прохладно, но впоследствии им приходится объединить усилия для продолжения расследования. Сценарий очень много времени уделяет демонстрации того, как постепенно меняется мировосприятие Ральфа – и наблюдать за этим действительно интересно. Да и экранная химия между двумя профессионалами просматривается невооружённым глазом и выглядит не менее притягательно. Оба актёра наделяют своих героев харизмой, но если у Бана вырисовывается этакий бывалый образцовый коп, то персонаж Рамиреса получается просто феноменальный. Где ещё вы увидите священника, который честно признаётся: «Ну да, я много пью. А что? Зато давно уже слез с героина». Отношениям Сарчи с женой (Оливия Манн) и дочерью здесь уделяется не столь много внимания, в частности, образ Манн выглядит весьма стандартно. По хорошему, стоило бы чуть более расширить эту линию, но, судя по всему, создатели решили не растягивать и без того существенный хронометраж, немалый объём которого кажется вполне оправданным. Поначалу действие может показаться вялым: на экране можно видеть полицейские будни, лишь изредка разбавляемые какими-то намёками на хоррор, но постепенно, шаг за шагом, фильм воссоздаёт необходимую атмосферу. Здесь важно было показать именно внедрение сверхъестественного в реальную жизнь – поэтому в таком подходе нет ничего удивительного.
И более всего подкупает то, что Скотт Дерриксон в данном случае не пытается подстраиваться под какие-то стереотипы и снимать кино в угоду фанатам жанра – он видит историю шире и глубже, и до конца гнёт свою линию. Может, для хоррора здесь мало пугающих эпизодов, но всё это компенсируется ровным сценарием, отличной режиссурой и превосходными актёрскими работами (не так много представителей жанра могут похвастаться хотя бы одним из этих качеств). Причём, картина настолько хорошо снята, что даже заставляет воспринимать поднимаемые философские вопросы на полном серьёзе. Ведь одна из кульминационных сцен здесь как раз таки обошлась без сверхъестественного, ограничившись лишь демонстрацией противоречивой человеческой природы, как она есть.
Василий Марин