СЕМЕЙКА МОНСТРОВ (THE BOXTROLLS)
2014, США, 97 мин.
Жанр: мультфильм, фэнтези, комедия, приключения
Режиссеры: Грэхэм Эннэйбл, Энтони Стакки
Роли озвучивали: Бен Кингсли, Джаред Харрис, Ник Фрост, Ричард Айоади
Студия Laika не изменяет своим традициям, продолжая радовать любителей необычных и мрачноватых историй и в сентябре этого года. На этот раз в ряды героев «Коралины», «Паранормана» и «Трупа невесты» вливаются новые, но не менее оригинальные и харизматичные персонажи.
Глазам зрителя предстает чудесный мирок, представленный небольшим городком Сырбургом и его жителями. Хотя чудесным – это, конечно, на любителя, потому что город населяют, помимо пресловутых милейших троллей-коробяк, рыжеволосой девочки Винни и мальчика Эггса, который просто убежден в том, что он тоже коробяка, не столь привлекательные личности. Страх на город наводит типично карикатурный злодей с говорящей фамилией Хваткинс, жаждующий истребить всех коробяк и получить заветную белую шляпу – символ высочайшего положения в городе, а также троица его не очень удачливых приспешников. На заднем плане же прекрасно дополняют картинку члены городского Совета, торговцы, музыканты и прочие леди и джентльмены.
Днем Сырбург живет полной жизнью, но по ночам на улицах царит почти что мертвая тишина, а все из-за введенного в городе комендантского часа. А как же иначе, ведь под землей живут жуткие коробяки, которые, по упорно поддерживаемым слухам, питаются исключительно детьми, да и взрослыми не гнушаются. Пример тому – плачевная судьба семьи Тропшо, по мотивам которой по праздникам для жителей устраивают театрализованные представления. Но в один день, а точнее сказать, в одну ночь, все удивительным образом начинает меняться…
В наш век компьютерной анимации, когда кукольные мультфильмы становятся, в определенном смысле, едва ли не событиями года, а то и большего количества времени, каждый проект подобного рода притягивает к себе пристальное внимание. И как в плюсы, так и в минусы всех кукольных мультфильмов можно записать излишне подробную детализацию любых объектов, попадающих в кадр.
Отчасти именно поэтому визуальная стилистика «Семейки монстров» требует отдельного упоминания. Она необычна и самобытна, но периодически ее своеобразность может переходить некую черту. Чрезмерная выразительность, осознанное преувеличение как физических достоинств персонажей, так и их недостатков, иногда можно отнести к такому понятию как эстетика отвратительного. Злодей тут наделен чертовски непривлекательным внешним видом, а ближе к концу действа его трансформация вообще может вызвать стойкое отвращение у большинства зрителей. Прием оправдан, зло наказано практически всеми возможными способами, но одно дело, если вы человек «в теме», который примерно знает, чего ожидать от подобной картины и осознанно идете получать удовольствие от просмотра, и совсем другое если вы, например, родитель и берете с собой на сеанс десятилетнего ребенка. Когда в тишине зрительного зала вдруг с содроганием раздается «Я не могу на него смотреть», стоит задуматься, а почему, собственно, у этой картины рейтинг 0+? Выглядит этот шаг совершенно необоснованно (разве что только с коммерческой точки зрения), даже если мы говорим о «страшилке для детей», как картину позиционирует реклама, потому что стилистика съемки, сама манера повествования, некоторые чересчур мрачные детали могут напугать, вызвать отторжение или даже отвращение, ну, навскидку, у 80% взрослых зрителей, не говоря уже о детях.
В остальном, проверенная временем ставка работает на все сто процентов. В картине есть именно та изюминка, которая была в Паранормане и Коралине, которая очень часто встречается в книгах Роальда Даля (того самого, что написал «Чарли и Шоколадную фабрику»), фильмах Тима Бертона, и от которой можно пребывать в восторге, пересматривая «Лемони Сникет». Используя специфическую визуальную стилистику, «Семейка монстров» исследует все те же вопросы о человечности, семье, дружбе, поддержке, добре, зле, эгоистичности и, пожалуй, алчности. То есть все то, что казалось бы банальным, хоть и верным, будь это обыкновенная история об обыкновенных людях. Но это – явно не тот случай. Здесь создатели населяют город целой кучей странных персонажей, направляют историю в мрачное русло и разворачивают перед глазами зрителя довольно эпичный конфликт, возникающий при столкновении абсолютно разных миров.
Высмеивая пресловутую мораль эпохи Диккенса (тут, кстати, в голову приходят ассоциативные аналогии с его мрачноватой «Рождественской песней») и, по сути, обыгрывая все возможные нормы этикета и общественного порядка, создатели почти отчаянно ратуют за идею человечности, затрагивая по пути целую кучу сопутствующих проблем.
Все же это как-то неправильно, когда зло побеждает добро, верно? ©
Очевидно, что авторы подходили к процессу создания с любовью, но и они попались в старую ловушку «лучшее – враг хорошего». Кропотливая проработка мельчайших деталей заслуживает уважения и восхищения (кстати, стимпанкеры будут в полном восторге, в наличии шестеренки, всевозможные механизмы, паровые двигатели, гогглы (это такие сварочные очки), самоходные кресло и даже огромный Разрушитель с огненной жаровней внутри). То же можно сказать и о способах обыгрывания всевозможных комических ситуаций, на которые иногда просто невозможно смотреть, если не без смеха, то хотя бы без улыбки. Но все же в картине присутствует слишком много таких сюжетных линий и поворотов, которые, к сожалению, даже при положительных впечатлениях от мультика все-таки хочется назвать не просто «ожидаемыми», а именно «клишированными». Имеет место проблема затянутости повествования, когда сюжет, до этого ловко балансирующий на грани трогательно/чернушно начинает предательски провисать. Плюс, как уже говорилось выше, детей или слишком впечатлительных зрителей может оттолкнуть картинка. Но главная беда «Семейки» в том, что ее пытаются позиционировать как картину для широкой аудитории. И, к сожалению, картина вероятнее всего потеряет определенную часть своей аудитории и получит отрицательные отзывы именно из-за такой позиции.
В итоге, «Семейка монстров» представляет собой практически притчевое назидание, оформленное в виде истории с очаровательными героями и крайне интересной визуализацией, которое может подарить вам шанс очень приятно провести полтора часа, если вы ценитель подобных картин, или не против открыть для себя что-то новое и оригинальное.
- Ну, как вам мое появление?
- Готичненько ©
Анна Ентякова