ГОДЗИЛЛА 2: КОРОЛЬ МОНСТРОВ (GODZILLA: KING OF THE MONSTERS)
2019, США-Япония, 132 мин.
Жанр: фантастика, боевик, драма
Режиссёр: Майкл Догерти
В ролях: Кайл Чандлер, Вера Фармига, Милли Бобби Браун, Кэн Ватанабэ, Чжан Цзыи, Брэдли Уитфорд, Салли Хокинс, Чарльз Дэнс
В 1954 году предприимчивая японская студия Toho явила свету одного из самых знаменитых чудовищ в кинематографе – Годжиру (или Годзиллу, что ближе европейскому слуху). Фонетический гибрид гориллы и кита больше всего напоминал исполинского динозавра или дракона, размеры которого колебались от сравнительно скромных 50 до совсем уж чудовищных 300 метров и был воплощением человеческого страха перед атомной бомбой. Ведь на тот момент в памяти японцев как никогда остро стояла картина разрушенных в ходе Второй мировой войны Хиросимы и Нагасаки, ставших зловещим памятником эпохе атомного оружия.
История Годзиллы богата и довольно путана. Он выступал как бездушное чудовище, бич мира людей, стремящийся разрушить всё, что было нами построено, но зачастую принимал на себя роль защитника человечества от монстров куда более зубастых и неистовых, чем он сам. Со временем Годзилла приобрел статус этакого антигероя, исполинского защитника Земли от всевозможных напастей из недр планеты или далёкого космоса. В качестве спарринг-партнёров Короля монстров выступали такие экзотические твари, как реактивная черепаха Гамера, исполинский мотылёк Мотра, вулканический птеродактиль Родан, жутковатый трёхглавый Кинг Гидора, инопланетный головастик Хэдора, мутант Ангирус и много других тварей, порождённых неуёмной фантазией японской культуры. Порой Годзилла сталкивался с рукотворными противниками, будь то киборг Гайган или механический двойник Меха-Годзилла. Не стоит думать, будто в этой войне гигантских кайдзю наш герой сражается один, часто Годзилла заключает временные альянсы с другими монстрами – к примеру, с Ангирусом или Мотрой – и красочные битвы чудовищ выходят на новый уровень эпичности.
Совершенно не удивляет тот факт, что к народному достоянию Востока стали приглядываться алчные капиталисты с Запада. Можно по-разному относится к американской «Годзилле» образца 1998 года, но отрицать заслуг Ролланда Эммериха в качестве популяризатора кайдзю в США было бы нечестно. Всем известно, что Годзилла Эммериха при своей кассовой успешности не снискал большой любви японского зрителя, и студия Toho даже забрала у голливудского любителя помпезных катастроф права на планируемый сиквел. Можно было бы предположить, что Годзилла уже никогда не наведается на американский континент, но внезапно в 2014 году, ровно к шестидесятилетию всей монструозной франшизы о Годзилле, студия Toho находит компромиссы с американским мастодонтом киноиндустрии Warner Bros. и его партнёром Legendary Pictures и дают начало обновленной франшизе о Годзилле – такой, какой ее задумывали на Востоке, но с поправкой на современные реалии. Новый Годзилла стал в большей степени экологическим манифестом, чем воплощенным страхом перед ядерной угрозой, а само существо претерпело переосмысление собственного происхождения, превратившись из рядового радиоактивного мутанта в едва ли не воплощение безжалостной стихии.
«Годзилла» Гарета Эдвардса следовал духу оригинала вплоть до мультинационального актёрского состава и внешнего вида кайдзю, но получила смешанные отзывы критиков и зрителей, которых не впечатлила общая неторопливость сюжета и то, что самому Годзилле, казалось бы, главному герою истории, отводилось преступно мало экранного времени, а схватки с другими тварями – Гнусами – оставались где-то за кадром, концентрируя всё внимание на людях и их драме.
Казалось бы, акцент на человеческих персонажах в фильме о гигантских монстрах – это хорошо. Мы видим схватку титанов от лица тех, кто в ней теряет самое дорогое, своих близких и жилье. Но как итог, создатели новой франшизы утратили связь с духом первоисточника и забрели в непролазные дебри драматургического бессилия.
Ещё одним спорным моментом в обновленной Годзилле стала тяга Голливуда привязать её к условной киновселенной, в которую входит также ребут Кинг Конга 2017 года. И если схватка гигантского динозавра с огромной гориллой в начале XX века казалась зрелищной и новаторской, то сегодня устремление схлестнуть двух совершенно разных по духу и силе чудовищ выглядит отчаянной попыткой сделать прибыль на узнаваемых персонажах.
Как бы то ни было, сиквел картины Эдвардса, выпущенный на экраны летом 2019 года и поставленный Майклом Догерти (тем самым, что приложил руку к сюжету спорного «Люди Икс: Апокалипсис» и провального «Возвращения Супермена») постарался учесть недовольство зрителей и провести работу над ошибками. В продолжении, несущем пафосный заголовок «Годзилла: Король монстров» титульного героя сталкивают сразу с несколькими культовыми чудовищами и вынуждают отстаивать свой монарший титул в схватке с зубастой трёхголовой Гидорой – крылатым реликтовым драконом-альфой. На фоне этой титаномахии зрителям снова преподносят драму людей, вынужденных жить в новом мире, где человечество больше не венец творения и смещён с верхушки пищевой цепи более грозным хищником. В центре истории – Эмма Рассел (Вера Фармига), блестящий учёный организации «Монарх», интеллекта которой хватило на то, чтобы создать особый аппарат для общения с кайдзю «Орка», но демонстрирующая в остальном редкостную недальновидность и инфантилизм, граничащий с абсурдом. Эмма вместе с дочерью Мэдисон (Милли Бобби Браун) оказываются втянуты в заговор эко-террористов во главе с Джоной Аланом (Чарльз Дэнс), целью которого стало пробуждение доисторических монстров, которые, по мнению террористов, своим возвращением на планету привнесут тот самый баланс, которого ей не хватает.
Уже сама идея того, что сокрушив человеческую цивилизацию, исполины откатят нас к эпохе собирательства, а на руинах городов распустятся зелёные рощи, кажется утопистским бредом. Тем более подобную ересь странно слышать от уважаемого учёного, который по вине Годзиллы потерял сына. Куда более понятной в данной ситуации кажется мотивация героя Кайла Чандлера, презирающего чудовищ и желающего им смерти. Но с поведением и мотивами человеческих персонажей в картине Догерти вообще всё очень странно. Будто разом у всех хомо сапиенсов отказал инстинкт самосохранения и включился режим леммингов-самоубийц – герои заигрывают с монстрами как с ручными, пытаются их контролировать и буквально лезут в пасть. Милли Бобби Браун, которую здесь позиционируют как главную молодую звезду и потенциальный магнит для зрительской аудитории телесериала «Stranger Things», вновь отыгрывает образ странной девочки с широко распахнутыми глазами, противостоящей очередной зловещей образине. Ничего потенциально нового юная Милли не выдает, зато гармонично пополняет собой состав совершенно безликих персонажей-функций. Как не печально, но среди довольно талантливых актёров «Годзиллы 2» ни Чарльз Дэнс, ни Вера Фармига, ни Салли Хокинс не выдают ничего такого, за что их персонажей хотелось бы как минимум запомнить. Даже главный японец Голливуда Кен Ватанабэ, перекочевавший в «Короля монстров» из прошлой части, запоминается скорее своим бездарным самопожертвованием на благо многомиллионной корпорации, которой отправить на смерть одного своего человека проще, чем послать пилотируемый дрон или придумать какой-то другой, менее радикальный, способ.
И если с человеческими персонажами всё довольно печально, то вот сами монстры в фильме действительно впечатляют. Пожалуй, в сравнение с «Годзиллой» Эдвардса «Король монстров» и в самом деле смотрится выигрышнее за счёт большого количества разнообразных тварей и зрелищных схваток между ними, которые зритель видит во всей своей разрушительной красе. Главным антагонистом выступает давний враг Годзиллы – Гидора, оказавшийся ещё одним альфа-хищником, способным подчинять кайдзю меньшего порядка. Это одновременно создаёт чудовищам определённую иерархию и делает их не тупыми тварями, а обособленным видом, способным на кооперацию. Яркой демонстрацией внутривидового сотрудничества становится то, как выбирает сторону в битве титанов мотылёк Мотра, разделяя стремление Годзиллы защитить вверенную ему территорию и род людской от инопланетного трёхглавого Горыныча с птеродактилем Роданом на подхвате. Мотра в этом конфликте выступает в качестве живительной силы Солнца, когда как сам Годзилла – мощь земных недр. Даже древний подводный комплекс, возведённый какой-то до-человеческой расой, нацелен на то, чтобы подчеркнуть связь Годзиллы и планеты, его породившей. В то же время Гидора и Родан олицетворяют собой разрушительные силы хаоса и огня, нацеленные привести планету к гибели.
При всех достоинствах нарисованных чудовищ и навязываемой зрителю концепции общей киновселенной, куда входит так же небезызвестный примат с острова Черепа, франшиза о доисторических кайдзю в том виде, в каком она представлена сейчас, выглядит не более жизнеспособной, чем канувшая в лету киновселенная монстров Universal. Условный успех первой части Гаррета Эдвардса вызван в первую очередь узнаваемым брендом и острой зрительской ностальгией и ещё раз доказал, что гигантские монстры всё еще интересны аудитории. Чем способна подкупить вторая часть в условиях перенасыщенности кинорынка высокобюджетным голливудским мейнстримом – понять не представляется возможным. Зритель понемногу устаёт от глянца и визуальных эффектов, за которыми чаще всего нет ни хорошего сценария, ни ярких героев, и отдаёт предпочтение жанровым картинам. Очень может быть, что анонсированный на следующий год кроссовер, в котором столкнутся Годзилла с Конгом, станет пресловутым последним гвоздём в крышку гроба киновселенной кайдзю.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 30 мая