По сравнению с предыдущим годом российский кинопрокат вновь показал уверенный рост прибыли для первой десятки кассовых картин - $79 млн. против 50. И уже сразу 40 фильмов перешагнули отметку в $1 млн.
Примечательно, что в этом году три ленты смогли записать в свой актив восьмизначную сумму (до этого момента подобным мог похвастаться один лишь "Титаник").
"ЛЮДИ ИКС 2"
$3 650 616
За три года, прошедшие с премьеры первой части "Людей Икс", позиции франшизы в России усилились, в результате чего сиквел собрал кассу уже втрое выше. Выросли сборы и в целом по миру, перешагнув отметку в $400 млн. Оно и ясно: проверенный режиссер, знакомые актеры, возросший масштаб событий - продолжение было сделано по всем канонам и оправдало самые смелые ожидания, надолго оставшись в памяти фанатов как лучшая часть сериала. Но, пожалуй, самыми заметными отличиями сиквела от оригинала стали название и хрометраж. Оригинальный заголовок "Х2" до сих пор остается одним из самых коротких за всю историю кинематографа, но на этом гипотетическая любовь Брайана Сингера к минимализуму и закончилась, ведь картина длилась аж 134 минуты - по сравнению с первой лентой почти на 50% дольше.
"ОЧЕНЬ СТРАШНОЕ КИНО 3"
$3 710 000
Именно на третьей части в комедийную франшизу ворвался знаменитый Дэвид Цукер, притащив за собой и Лесли Нильсена. Замена режиссера не могла не сказаться на конечном результате (хотя куда важнее для комедии то, что на месте остались сценаристы). И тут стоит разобраться что считать конечным результатом - юмор или кассовые сборы? Стало ли "Очень страшное кино" смешнее? Раскритиковавшие второй фильм зрители, согласны, но есть мнение, что сериал полетел в трубу уже после первой же части и на прежний уровень не возвращался в принципе. А вот что касается денег - триквел собрал ощутимо больше сиквела, хотя и меньше, чем оригинал (и это при том, что стоил первый фильм почти вдвое дешевле).
"БРЮС ВСЕМОГУЩИЙ"
$3 879 961
Лента Тома Шедьяка стала первой в карьере Джима Кэрри, за участие в которой он получил аж 25 миллионов долларов, да и сам режиссер прежде о подобных сборах и высоком бюджете не мог даже помыслить. Забегая вперед, отметим, что если в будущем Кэрри наберется достаточного "веса" и наглости, чтобы претендовать даже на проценты от итоговой кассы, то Шэдьяк получит от продюсеров крупную сумму ровно один раз - и бездарно сольет на "Эвана Всемогущего", которого нельзя поставить ни в какое сравнение с "Брюсом...". В России же Джим до сих пор являлся в первую очередь актером, на которого можно полюбоваться на домашнем видео или же на телеканалах, и дебютирует в нашем топе. Рублем за него проголосовали как добрые христиане, так и законченные атеисты, которым не впервой смеяться над шутками на тему религии. Есть подозрение, что выйди фильм сейчас, РПЦ могла бы запретить его, ведь загнивающий Запад изобразил бога черным.
"В ПОИСКАХ НЕМО"
$6 430 000
В свое время "Шрек" показал, что российский зритель так же, как и зарубежный, охотно ведет своих милых чад на мультфильмы в кинотеатр. Оскароносный "В поисках Немо" не мог похвастаться обязательным в будущем комплектом крупнокалиберных звезд, самыми именитыми в когорте актеров были Эрик Бана, Джеффри Раш да Уиллем Дефо (согласитесь, вовсе не тот состав, который сломя голову побежит слушать детвора). Зато были у ленты Эндрю Стэнтона и Ли Анкрича ощутимые плюсы: необычные главные герои - впервые на экране подводные обитетли! - и трогательный сюжет об отце, готовом на все ради спасения своего сына. Ну, и еще 134 миллиона долларов, конечно. В итоге общемировых сборов картина слегка не дотянула до миллиарда, а в отечественном прокате чуть-чуть отстала от шестой строчки. Лишь $70.000 не хватило отличному мультфильму, чтобы выбить из топ-6 совершенно недостойный фильм. Увы и ах.
"ДЕТИ ШПИОНОВ 3: ИГРА ОКОНЧЕНА"
$6 500 000
Когда создаешь прибыльную детскую франшизу, главное - вовремя остановиться. Роберт Родригес не смог. "Дети шпионов" 2001 года были свежим, оригинальным фильмом, продолжение 2002 года было воспринято зрителями уже прохладнее, ну а триквел можно было бы назвать ужаснейшим опытом в карьере режиссера, если бы не вышедшая в 2011-м четвертая часть, не достойная даже нашего упоминания. Собственно, триквел просто нагло паратизировал на лаврах марки "Дети шпионов" и обладал ровно двумя достоинствами. Первое - это Сильвестр Сталлоне, заслуженно получивший за свой вклад в ленту очередную "Золотую малину" (мы даже сбились какую по счету, впрочем, после почетной награды "Худший актер века" Слаю уже ничего не страшно). Второе - третье измерение, то самое 3D, которое успеет надоесть нам спустя 10 лет. И вот за это доверчивые российские граждане выдали $6,5 млн.?
"ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: ПРОКЛЯТИЕ ЧЕРНОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ"
$9 060 000
Кто бы мог подумать, что постановщик "Мышиной охоты" и "Звонка" (да, вот такой диапозон) сумеет экранизировать диснейлендовский аттракцион так, что школьники начнут сбегать с уроков на сеансы, а Джонни Депп, еще вчера бывший предметом воздыхания лишь бледных девушек-искусствоведов, превратится в секс-символ и любимца широкой публики? Побеги и воздыхания не прошли даром: фильм с пиратской тематикой, на которую Голливуд уже давно махнул рукой, собрал в мировом прокате внушительные $654 млн.! Фактически, Гор Вербински сделал примерно то же, что удалось Ридли Скотту с его "Гладиатором" - тоже ветхий жанр, считающийся неприбыльным, тоже рождение новой звезды (в отличие от Рассела Кроу, у Деппа до "Пиратов" уже было несколько культовых ролей, но неизменно мрачных или готичных), вот только с "Оскарами" случился пролет. Российский зритель не остался в стороне от пиратского бума и вложил $9 млн. в копилку фильма. И до сих пор готов платить, чтобы полюбоваться на залихватскую улыбку капитана Джека Воробья.
"ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ: ДВЕ КРЕПОСТИ"
$9 400 000
Годом ранее Питер Джексон погрузил планету в мир Толкина и по-садистки остановил просмотр на самом интересном месте - Братство Кольца распалось, а враг только набирает силу. Второй же фильм из-за разбросанных по разным областям и автономным округам Средиземья персонажей стал напоминать какой-то высокобюджетный сериал, но ровно до начала штурма Хельмовой Пади. Вот тут-то и понимаешь, что такое по-настоящему эпические сцены. В то время осада крепости впечатляла даже в изометрическом виде старинной игрушки "Stronghold", а уж Джексон, кажется, заново распечатал наши глаза и уши. "Две крепости" заслуженно получили "Оскары" за спецэффекты (глаза) и за монтаж звука (уши), а в довесок - мировые сборы, подросшие на 54 миллиона, дошедшие до внушительной суммы в $925 млн. Россия не осталась в стороне и продемонстрировала прирост кассы с семи до почти девяти с половиной миллионов. Но все равно "Властелин колец" вновь не смог возглавить наш хит-парад.
"МАТРИЦА: ПЕРЕЗАГРУЗКА"
$11 490 500
Братья Вачовски последовали примеру Питера Джексона и снимали оба продолжения "Матрицы" как один большой фильм (а еще параллельно занимались анимационным и игровым развитием франшизы). Вот только стремление сделать все и сразу, сосредоточить в своих руках все ответственные решения по нескольким проектам, вышло им боком. "Перезагрузка", конечно, собрала в прокате на $279 млн. больше оригинала, войдя в тройку самых кассовых лент года не только в России, но и в мире (еще бы, на один только маркетинг ушло целых 50 миллионов, что ненамного меньше производственного бюджета "Матрицы" 1999 года), но ее первая половина оказалась столь тяжеловесной, что многие посетители киносеансов уже не радовались весьма бодрому действию, которое следовало дальше. И если бы не работающая на полную мощность система многоканального звука, некоторые бы так и не проснулись до самых титров.
"МАТРИЦА: РЕВОЛЮЦИЯ"
$11 899 577
В 2002 году на экраны уже выходили два фильма одной франшизы, но если с "Гарри Поттером" накосячили наши прокатчики, то выпустить сразу два продолжения "Матрицы" в один календарный год братья Вачовски решили сами. Оно и правильно, ведь "Перезагрузка" заканчивалась на самом интересном месте. Зритель шел в кино, узнать чем же вся эта запутанная история закончится, хотя в целом оценки с каждой следующей частью снижались, а уж критики триквел и вовсе уничтожили, буквально ополчившись против "Революции". И ведь было за что - некогда бывшая умной стильная "Матрица" стала вдруг просто стильной, окончательно выродившись в боевик. Но это мы сейчас с вами такие умные сидим и анализируем, а тогда скупали билеты пачками. На это братья Вачовски и рассчитывали. Впрочем, обманулись в основном мы. В остальном мире народ не повелся на красочные трейлеры, и фильм собрал чуть ли не вдвое меньше "Перезагрузки", выступив даже хуже первой части.
"ТЕРМИНАТОР 3: ВОССТАНИЕ МАШИН"
$12 820 000
Долгожданное возвращение Шварценатора после 12-летнего перерыва казалось обреченным на успех. Культовая франшиза, культовый актер, сюжет, который лишь приобрел все большую актуальность, наконец рекордный по тем временам бюджет, и сейчас делающий честь блокбастерам самых голубых кровей... Фанаты видели загвоздку лишь в режиссера, да еще в том факте, что дилогия Кэмерона являла собой законченное произведение, вмешиваться в которое не следовало. Но правообладатели посчитали иначе и прогадали. Кассу в $433 млн. можно было бы считать успешной, не вбухай продюсеры в производство и продвижение аж 240 миллионов (т.е. только для того, чтобы отбить бюджет сборы должны были составить $480 млн.). По совету Кэмерона, Арнольд срубил 30 миллионов перед выдвижением на пост губернатора Калифорнии (где и снималось "Восстание машин") и забыл съемки в этом позорном триквеле как страшный сон. А вот зрители не забыли, что их любимый фантастический триллер превратился чуть ли не в комедию. Не забыли и продюсеры, в итоге выпустившие продолжение лишь через шесть лет (и потерявшие на этой афере еще больше денег). Воистину, некоторые люди не учатся и на своих ошибках.
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<