Год выдался интересным и весьма напряженным для студий и кинопрокатчиков. Но при всех невзгодах, наибольшие убытки понесли все же наши "уважаемые зарубежные партнеры". Как же так вышло? Импортозамещение? Конечно же, нет.
Всего 108 (!) фильмов в отечественном прокате собрали более миллиона долларов – кризис и дешевый рубль в самом разгаре. $242 млн. на счету топ-10 говорят сами за себя: российский кинопрокат вернулся к показателям 2007 года, восьми лет развития как будто бы и не бывало. Совсем другой видится ситуация, если перевести кассовые сборы в рубли.
Топ-10 заработал 12,3 миллиарда рублей, что показывает весьма приличный прирост по сравнению с прошлым годом (11,3 млрд.). А если обратиться к упомянутому ранее 2007 году, то и вовсе выясняется, что в рублях-то российские зрители потратили тогда лишь 4,9 миллиарда. Значит, не все так страшно? С точки зрения финансов – все хорошо. А вот о вкусах наших дорогих соотечественников спорить если и нельзя, то очень хочется. Достаточно сказать лишь, что новинка 2015 года
"Безумный Макс: Дорога ярости" оказалась на 16 месте, уступив даже такому "шедевру", как
"Пятьдесят оттенков серого".
Но не будем посыпать голову пеплом и поговорим о тех, кто смог пробиться в десятку самых успешных, вне зависимости от их качества.
В патриотических и информативных целях кассовые сборы указаны также в рублях.
"ГОЛОВОЛОМКА"
$18 134 698
1 066 103 266 руб.
Переводчики долго ломали голову над тем, как перевести название нового творения Pixar "Inside Out", ведь дословное "Наизнанку" не слишком привлекательно (а у самых впечатлительных способно вызвать даже отторжение). И судя по тому, что в российские кинотеатры на
"Головоломку" пришло 5 миллионов зрителей – им это удалось. Хотя есть мнение, что пиксаровские мультфильмы можно и вовсе оставлять без названия – народ все равно набьется в кинозалы, столь велико доверие к этой студии. И "Пиксар" не изменяет себе, выдавая оригинальную историю взросления девочки, переживающей трудный подростковый период, усугубленный переездом в новый город. Хотя девочка-то тут на самом деле фоном, а самое интересное происходит в ее голове, где всем до поры до времени заведует Радость, подавляющая другие эмоции и не желающая расставаться с рычагами управления (в прямом смысле). Разумеется, такая эмоциональная тирания до добра не доводит, но все заканчивается хорошо. Мультик получился очень душевным и по праву заработал 857 миллиардов долларов в мировом прокате, так что нам даже немного стыдно, что он не попал в список лучших в
Итогах года (зато это удалось
"Хорошему динозавру").
"МАРСИАНИН"
$18 555 795
1 196 277 432 руб.
По-хорошему (см. сборы в рублях)
"Марсианин" должен был оказаться на пару строчек выше, но самое главное, что он просто попал в наш топ. Слишком мелкая это накладка, чтобы обращать на нее внимание, особенно после комедийной ситуации на церемонии "Золотой глобус", где лента Ридли Скотта взяла пару весомых наград в номинации "лучшая комедия или мюзикл". Комедия это или все же мюзикл – решать, конечно, зрителю. Со стороны, как говорят, виднее, но сам Скотт свое отношение к произошедшему без мата выразить почему-то не смог. И трудно с ним не согласиться. Да, в "Марсианине" звучит замечательное диско и хватает смешных шуток, но это весьма драматический фильм, где на каждое духоподъемное достижение "колониста поневоле" Марка Уотни приходится чудовищный фэйл. И пусть в итоге он стал космическим пиратом и Железным человеком, мы переживали за него на полном серьезе. И рады, что эта история взяла $630 млн., ведь это первый серьезный кассовый успех Ридли со времен
"Прометея", а до него радоваться приходилось и вовсе только за "Ганнибала" и
"Гладиатора", которые вышли, на минуточку, аж 15 лет назад.
"СЕДЬМОЙ СЫН"
$18 580 194
1 045 694 850 руб.
"Седьмой сын" примечателен сразу по нескольким причинам. Во-первых, это самый слабый фильм из всех представленных в топе, если исходить из оценок на крупных кинопорталах. 5,5 на IMDb и 5,8 на КиноПоиске – далеко не предел мечтаний. Во-вторых, это очевидный финансовый провал: при 100-миллионном бюджете лента собрала лишь 114, из которых более 16% пришлось на Россию (т.е. сложно представить себе другую страну, в которой "Седьмой сын" мог бы попасть в топ кассовых сборов по итогам года). Ну а в-третьих, – и это очевидно – этот фильм отчасти можно назвать и российским. Хотя деньги на него выделили Штаты, Великобритания, Канада и даже Китай, постановкой занимался наш Сергей Бодров, которого ну никак нельзя назвать особо кассовым режиссеров. Если точнее, то сложно вообще вспомнить хоть один его фильм, который был бы успешным в прокате. Кто и зачем выделил этому человеку аж сто миллионов – загадка. Зато очевидно, что подобное уже никогда не повторится. Свой шанс "выстрелить" в Голливуде Сергей Владимирович упустил. Впрочем, его лучшие фильмы остались в далеком прошлом, так что мировой кинематограф вряд ли что-то потерял.
"ТРИ БОГАТЫРЯ: ХОД КОНЕМ"
$19 390 136
963 013 296 руб.
Наконец-то мы дошли до первой на 100% отечественной картины. И по совместительству – последней. И по поводу нового (но по сути своей – старого) творения студии "Мельница" возникают самые смешанные ощущения. С одной стороны - здорово, что в топе вообще есть что-то российское. Но с другой – чувство гордости почему-то не хочет просыпаться. Хотя ведь мультик же. Ведь богатыри. Уж исконно русское, русскее не бывает. Но "Мельница" настолько погрязла в паразитировании на своих старых наработках, что детей на сеансы родители водят скорее на автопилоте. Или потому что малышня просит. Но сами взрослые удовольствия не получают никакого. Достаточно взглянуть на постер мультика, где конь в желтом костюме пародирует не то Уму Турман из "Убить Билла", не то Брюса Ли в "Игре смерти", чтобы понять – ничего доброго, светлого и вечного здесь быть не может, а ужасающие оценки абсолютно заслуженны. Мы, помнится, говорили, что "Седьмой сын" получился самым слабым фильмом из представленной здесь десятки. Но это только потому, что "Ход конем" – не фильм, а анимация. И по-настоящему печально только то, что Сергей Бодров второй шанс не получит, а вот "Мельница" продолжит свое черное дело, ведь спрос рождает предложение. И еще гаже от того, что единственная за последнее время ее попытка свернуть на более серьезные рельсы ("Крепость: Щитом и мечом") в финансовом плане откровенно провалилась. Спасибо вам, зрители. С таким подходом мы будем страдать от богатырской петросяновщины и дальше.
"ТЕРМИНАТОР: ГЕНЕЗИС"
$20 577 915
1 201 252 079 руб.
В Уголовном кодексе РФ есть статья за оскорбление чувств ветеранов Великой Отечественной войны. Опустим всю сомнительность самой идеи о том, что за оскорбленные чувства, которые невозможно измерить и зафиксировать, кого-то нужно сажать в тюрьму (а не, например, оскорблять в ответ, что было бы симметричным ответом) и перейдем к сути. Власти боятся переписывания истории, т.е. того, чем любая власть в той или иной степени занимается регулярно. И франшиза, ход которой дал Джеймс Кэмерон, как раз об этом. Злобный искусственный интеллект Скайнет переписывает историю буквально, отправляя в прошлое машины-убийцы, которые должны расправиться с лидерами человеческого Сопротивления. Вот уже четыре фильма и один (убогий) сериал разнообразные люди-сценаристы помогают Скайнету переписывать историю. И это, пожалуй, единственный действительно заслуживающие внимания случай, когда людей нужно пугать уголовными сроками, потому что так издеваться над легендарной франшизой просто нельзя. Из плюсов новоявленной пятой части можно вспомнить разве что удачное возвращение в пару знакомых локаций, старенького Арни, да новенькую Сару Коннор в исполнении кхалиси всея Голливуда Эмилии Кларк. Ну а о грустном не будем – его в
"Генезисе" слишком много.
"МИР ЮРСКОГО ПЕРИОДА"
$23 536 094
1 350 684 625 руб.
Даже поверхностно знакомому с историей парка Юрского периода понятно, что абонемент на подобные развлечения лучше не приобретать – в самое ближайшее время все пойдет наперекосяк, защитные системы не справятся с силой и хитростью гигантских тварей, которые устроят охоту на снующих под ногами людишек. В этом плане создатели
"Мира Юрского периода" вообще не стали париться над сюжетом, пойдя не по пути второй и третьей части, где на острова динозавров высаживался человеческий десант, а тупо сделал ремейк оригинальной картины. Снова клонирование, снова грандиозное открытие парка, вот только туристы уже здесь, а потому жертв должно быть куда больше. А что еще нужно зрителям? Как оказалось – вовсе ничего. Но на столь ошеломительный успех вряд ли ставили даже самые оптимистично настроенные продюсеры. Фильм довольно бодро преодолел отметку в миллиард общемировых сборов, затем перевалил за полтора и смог даже потеснить глобальный комикс-кроссовер
"Мстителей". Финальные $1,67 млрд. выглядят по-настоящему впечатляюще, а на момент выхода фильма впереди оставались лишь "Титаник" и
"Аватар", чью вершину покорят, видимо, лишь последующие "Аватары".
"ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ"
$24 959 247
1 866 171 039 руб.
Решительно непонятно, как писать о
"Звездных войнах" в формате одного абзаца, ведь столь обширное общественное явление требует обязательных расшаркиваний по крайней мере на пару страниц. Декабрь 2015-го миллионы фанатов по всему миру ждали больше, чем Новый год, Рождество и день рождения вместе взятые, ведь в это время возможность прикоснуться к Седьмому эпизоду превращалась в реальность. Вопрос о кассовом успехе не стоял вовсе. Еще на стадии препродакшена было ясно, что фильм обновит несколько рекордов, а на многочисленных форумах любителями считать чужие деньги обсуждались лишь две темы "Как быстро будет пройден миллиард" и "Возможно ли пробить второй"? В результате мы
(к сожалению, конечно, не мы, а Дисней, – прим. ред.) имеем 2,068 миллиарда долларов общемировых сборов, а также истерики по поводу гарды светового меча, бурления говн в связи с нерешительностью сценаристов, родивших слишком знакомый сюжет, а также избиения кинозрителей из-за злостных спойлеров перед сеансами. Вообще-то "25-й кадр" против насилия, но подобных ублюдков можно было бы отмудохать и посильнее. Нам стыдно за написанное, но не удалять же строчку... Очень надеемся, что это предложение посреди потуг на финансовую аналитику никто просто не заметит.
"МИНЬОНЫ"
$29 753 601
1 866 431 191 руб.
Когда-нибудь киноведы будущего будут исследовать 2015 год и найдут феномен популярности совершенно проходного мультфильма, рассчитанного в лучшем случае на младший школьный возраст. Но сейчас объяснить что же все-таки произошло не представляется возможным. Да, у
"Миньонов" была поддержка в виде двух популярных мультфильмов, где желтопузые карлики умиляли зрителей, играя где-то на втором-третьем плане, но все говорило о том, что именно в этом качестве они максимально эффективны. Увеличение экранного времени и смещения сюжетного фокуса на коротышек закономерно не обрадовало критиков и зрителей после просмотра, но, видимо, свою роль сыграла малышня, затащившая родителей в кинотеатры. И это не было локальным российским событием – массовой истерии подверглось множество стран, что позволило "Миньонам" захватить в свои желтые лапки аж $1,16 миллиарда. Хотя Россия все-таки смогла выделиться, отдав им даже больше, чем "Звездным войнам". И если бы не скачущий курс доллара, быть бы "Миньонам" лидером нашего топа.
"МСТИТЕЛИ: ЭРА АЛЬТРОНА"
$33 848 076
1 716 274 684 руб.
Вторые "Мстители" выступили в целом чуть слабее первых – это касается не только художественных качеств ленты, но и кассового успеха. В общемировом прокате сиквел не досчитался примерно столько же, сколько не добрал в Штатах. На остальных территориях фильм не испытал каких-то заметных падений, а кое-где даже упрочнил свои позиции – например, в России. Первый комикс-кроссовер имел ощутимый вкус новизны и мобилизовал армию фанатов по всему миру. Отчасти запала хватило и на второй фильм, но "сарафан" у фильма оказался пожиже. Главный злодей Альтрон, несмотря на самый совершенный в мире мозг (пусть и искусственный), задумал устроить конец света – как оригинально! Причем, самым идиотским из возможных способов. Сценарий здесь вообще самое слабое звено, а вот по части визуала к
"Эре Альтрона" не подкопаешься. Но если задуматься – ровно для этого-то фильм и снимался, так что все в порядке. Наверное.
"ФОРСАЖ 7"
$35 066 998
1 739 742 658 руб.
Две предыдущие части "Форсажа" занимали 7 место топа и не было ни одной причины считать, будто седьмая опустится ниже. Все прекрасно помнят триумф "Темного рыцаря", связанный в том числе и со смертью Хита Леджера. Трагическая гибель Пола Уокера (да простится нам этот цинизм) стала лучшей рекламой нового фильма. Нет, серьезно, с таким информационным шумом
"Форсажу 7" вообще не были нужны никакие трейлеры и привычный маркетинг. Сначала миллионы поклонников франшизы обсуждали изменения сюжета, а затем, соскучившись по гонкам (премьеру фильма отложили на год) побежали в кинотеатры, чтобы посмотреть – как же будет выглядеть Брайан О'Коннер, сыгранный дублером с компьютерной головой. Разумеется, второго "Темного рыцаря" не вышло – седьмая часть оказалась слабее и бредовее, чем предыдущие три, но смогла ободрать зрителей аж на полтора миллиарда долларов. Впечатляющее достижение, превзойти которое сериалу будет ой как непросто – почти двукратное увеличение кассы следующего сиквела само по себе случается редко, а уж случаи, когда двукратный скачок происходит между седьмой и восьмой сериями, да еще с разницей более $700 млн... таких случаев история больше не знает.
Игорь Талалаев