ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ: СОЙКА ПЕРЕСМЕШНИЦА. ЧАСТЬ 1 (THE HUNGER GAMES: MOCKINGJAY – PART 1)
2014, США, 123 мин.
Жанр: фантастика, приключения
Режиссер: Френсис Лоуренс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Лиам Хемсворт, Вуди Харрельсон
Прошлогоднее продолжение "Голодных игр" оказалось приятным сюрпризом. Начиная со второго сегмента, бразды правления франшизой перешли к Френсису Лоуренсу, а премьерные даты переместились на ноябрь, заняв в прокатном графике место, освободившееся после завершения Сумеречной Саги. Гэри Росс, режиссёр первого фильма, задал уверенный старт, но там не обошлось и без некоторых проблем, которые типичны для "первой части", да и скепсиса перед премьерой было больше. Так что, продолжение от Лоуренса, которому уже не требовалось тратить время на то, чтобы вводить зрителя в курс дела, оказалось даже эффектнее номера первого – и градус ожидания последующих двух фильмов за режиссурой Лоуренса возрос до предела.
В начале третий части Китнисс находится в смятении. Жизнь героини кардинально изменилась – теперь она обитатель 13-го дистрикта, который целиком находится под землей, и ей не так просто влиться в окружающую обстановку. Плутарх (Филип Сеймур Хоффман) уверяет президента Койн (Джулианна Мур), что Китнисс является идеальным символом, с помощью которого можно поднят дух сопротивления, но та сомневается, как, впрочем, и сама Китнисс, находящаяся в полном раздрае. Первая часть картины фокусируется на том, как героине вновь приходится находить в себе силы, и теперь ещё осознавать свою ответственность перед гораздо большим числом людей. Осложняет ситуацию то, что Пит (Джош Хатчерсон) находится в Капитолии, и, похоже, принял противоположную сторону в противостоянии, с чем героиня никак не может смириться. Основной упор здесь делается на личностные взаимоотношения, и фильм по большей части опирается на диалоги и сцены, лучше показывающие эмоциональное состояние персонажей – проще говоря, экшна и визуальных вкусностей здесь будет не так много. Это, собственно, определяет новый курс сюжета: если во второй части были показаны "игры" и подготовка к ним, но с большим масштабом – здесь развитие событий видоизменяется, больше фокусируясь на классическом мотиве "борьбы с системой", нежели на личностном аспекте "выживания".
Нас ожидает натуральная информационная война, с некоторыми партизанскими высадками. Большая часть событий происходит в серых подземельях 13-го дистрикта, а то, что показано снаружи тоже отдаёт серостью и упадком. Во втором фильме ярко контрастировали серость дистриктов и яркое экстравагантное великолепие Панема, здесь же последний почти не показывают, а если и показывают, то это ограничивается, в основном, покоями президента Сноу. Красивых видов природы тоже стало меньше – в целом, в визуальном плане прошлый фильм был гораздо привлекательнее, и к этому нужно быть готовым. По сути, это вполне осознанное решение, поскольку нужно показать необратимые процессы, захватившие общество Панема и сменить тональность фильма – понизить градус "приключенческого" кино и сделать его мрачнее. В какой-то степени даже проблемы с динамикой (не секрет, что если книгу распилить пополам на два фильма, то действие в них местами будет проседать) способствуют формированию более тягучей и тяжелой атмосферы. Впрочем, эмоциональное ядро картины по-прежнему невероятно сильное, в первую очередь благодаря Дженнифер Лоуренс, в компетентности которой сомневаться уже давно не имеет смысла, – и сценарий использует её образ на полную катушку. Вновь радует отсутствие романтических соплей (здесь есть пара сцен, намекающих на сложность взаимоотношений некоторых героев), но совершенно очевидно, что в сложный период "войны" они не могут позволить себе дать волю эмоциям.
Третьему фильму франшизы выпала нелёгкая задача: он является связующим звеном между прошлогодним прорывом и эпичным (очень хотелось бы надеяться на это) финалом, поэтому априори становится неким "островком", на котором зрителю предлагается отдышаться и перевести дух, готовясь к финальному рывку. Другое дело, что делить финальную книгу на два фильма – сомнительное предприятие. Но зрителям ничего не остаётся, как смириться с подобной практикой. Совершенно очевидно, что пока это только разогрев. Разогрев, впрочем, весьма добротный. Френсис Лоуренс вновь демонстрирует очень сильное YA-кино, способное заткнуть за пояс большинство современных представителей жанра. И, да, песня на финальных титрах хороша. После оных никаких дополнительных сцен не будет, но самых терпеливых всё же ожидает маленький необязательный пустячок из серии "мелочь, а приятно".
Василий Марин