Ваши IP уже нам известны, на ваши адреса выехали наши вежливые оперативники. Пожалуйста, оставайтесь на месте и прочтите вторую часть нашего топа. Тут становится все веселее и веселее.
Антиутопия – жанр, противоположный утопии, описывающий государство (или целый мир), в котором что-то пошло не так, и вместо торжества справедливости получилось сами понимаете что. Богатым и сильным живется как всегда хорошо, бедным и слабым – еще хуже, чем раньше. На справедливость рассчитывать не приходится, можно либо смириться и получить тюремный срок (рассчитывать на справедливость – мыслепреступление!), либо устроить революцию и погибнуть.
В общем, особо впечатлительным, нервным и беременным антиутопию лучше избегать. А вот нашу статью можно читать безо всякой опаски. Ну, почти.
Внимание!
После прочтения текста существует вероятность стать параноиком или либералом. Пожалуйста, держите себя в руках.
«1984» (1984)
Большой Брат следит за тобой. Ты винтик в огромной системе. Ты должен работать для счастья системы, отказавшись от счастья личного. Есть великая цель, поставленная внешней партией. И ты должен вести партию к этой цели. Пятиминутки ненависти как подбадривающий аутотренинг. Нескончаемая война – как основная причина текущего строя. Сопротивление бесполезно, оно будет пресекаться на корню. Впрочем, даже в самой идеальной машине найдется слабое звено, которое однажды дрогнет. И именно этим звеном становится Уинстон Смит. У него есть поддержка, но что он может противопоставить системе? До каких пределов готов дойти?
Тоталитарное государство по Оруэллу – самое примитивное государство. Когда рабы смиренно смотрят на свои оковы, когда выбор всего лишь иллюзия, когда нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Все значения возведены в абсолют. Идея утопии вывернута на логическую изнанку. Враг виден невооруженным взглядом, но нет ни малейшей силы ему противостоять. Человек привык к роли марионетки. У Оруэлла нет героев. Его персонажи слабы и отвратительны в своих поступках. Да и не ради героев его читают. «1984» читают исключительно ради атмосферы. Атмосферы, лишенной всякой надежды. И Майклу Рэдфорду удалось очень точно перенести эту пресловутую атмосферу на экран. Режиссер верен букве и духу книги, что выгодно отличает экранизацию 1984 года от ее предшественниц. Предыдущая работа в документальном жанре, помогла Рэдфорду создать картину настоящего мира под тоталитарной пятой. Там, где у Оруэлла выступает на поверхность страшная фантасмагорическая притча, у Рэдфорда прорисовывается очень возможное будущее.
Главный борец с режимом: Член внешней партии Уинстон Смит и его возлюбленная Джулия.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Абсолютизация идеи тоталитарного режима в чистом виде. Если бы коммунизм периода Сталина и национал-социализм, пропагандируемый Гитлером, дожили до сегодняшнего времени, они бы выглядели именно так.
«ВСПОМНИТЬ ВСЕ» (1990)
Хотели бы вы однажды проснуться другим человеком? С более насыщенной и интересной жизнью крутого плейбоя или супершпиона. Конечно, не навсегда, а только пока вы сидите в кресле, подключенном к специальной машине, создающей нужные иллюзии. Почти как в «Матрице», но лет за 10 до ее появления. Итак, возможность пожить чужой жизнью, стать героем, осуществить былые мечты – все это крайне заманчиво, особенного для типичного работяги, чья жизнь прошла стремительно и непримечательно. И все бы хорошо, пока иллюзия и реальность не сливаются воедино и необходимо решить, кто настоящий ты. Неправильный выбор смертелен.
На волне успеха другой своей антиутопии «Робокопа», Пол Верховен шагает еще дальше в будущее, не особо меняя при этом суть повествования. В центре этой ленты снова герой, забывший самого себя, а вернее, не помнящий, кто именно из двух противоречивых личностей и есть тот самый «он». Робокопу, прямо скажем, было проще, нежели герою Шварценеггера, на которого по непонятной причине открыли охоту все, кому не лень, включая собственную жену. Режиссер увлекает зрителя тем фактом, что последний сам до конца не может быть уверен, настоящий ли это беззаботный рубаха-парень или это забывший свою истинную сущность агент влиятельной корпорации. Добавьте к интриге тайны личности путешествие на Марс (сцена с разбитым скафандром до сих пор снятся особо впечатлительным членам редакции), противостояние людей и мутантов, ну и свойственная Верховену надменная экранная жестокость (первоначальный возрастной рейтинг «X») в стилистике 90-х – культовый статус и место в нашем топе гарантированы.
Главный борец с режимом: Обычный рабочий Даг Куэйд. Или обычный секретный агент.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Было бы здорово однажды полететь на Марс, как сейчас летаем в Турцию
(некоторым было бы здорово и в Турцию слетать… – прим. ред.). А виртуальная реальность давно уже не выдумка киношников, хотя конечно она еще и не так совершенна. Пока.
«ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН» (1971)
В антиутопическом мире Энтони Бёрджесса, перенесенном на экран легендарным Стэнли Кубриком, нет ни роботов-полицейских, ни летающих такси. В нем носят нелепые котелки и парики, нелепо одеваются и очень странно говорят. Помимо этого, на улицах во главе угла оказываются уличные банды, состоящие из молодых людей, чья жизненная позиция довольно проста: убивай, насилуй, пей молоко – оно полезно. Ведомые не попыткой захвата мира или другой масштабной и обоснованной идеей, а просто бескорыстно одаривающие всех и вся изрядной порцией насилия ради насилия. И все это в форме, близкой к новому виду искусства: все злодейства совершаются крайне эстетски и с наслаждением.
Малкольм Макдауэлл в своей роли главного героя Алекса, за которым как раз и плетется череда изящных, на его взгляд, преступлений, увековечил себя в качестве одного из самых знаковых засранцев кинематографа. Впрочем, как и Кубрик стал одним из любимых режиссеров нашей редакции не за одну только «Космическую одиссею». Они представляют нам сюрреалистическое будущее, в котором прослушивание музыки Бетховена вдохновляет на совершение зверских преступлений. А когда безжалостное олицетворение своего поколения попадает в тюрьму, Алексу приходится согласиться на участие в экспериментальной программе подавления неоправданной агрессии. Но как подавить осознанный нравственный выбор? Во многом именно после «Апельсина» начались заимствования сцен с промыванием мозгов и зомбированием. Главный герой превращается в человекоподобную собаку Павлова и лишается радости прослушивания Бетховена. В свое время, фильм считался крайне жестоким, тогда как сейчас он вряд ли сможет удивить в этом плане искушенного зрителя. И сложно сказать, хорошо это или плохо.
Главный борец с режимом: С режимом никто не борется, под него приспосабливаются, а некоторые даже получают удовольствие.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Промывание мозгов по-прежнему находится где-то между суровой реальностью и пугающими сказками, но при правильном подходе не кажется большой трудностью играть с человеческой психикой.
«ОСОБОЕ МНЕНИЕ» (2002)
2054 год. Каждая попытка убийства обречена на провал. Экспериментальная программа, разработанная для фиксирования еще несовершенных правонарушений, работает как часы, позволяя арестовывать негодяев буквально за минуту до свершения преступником задуманного. Глава предпреступного отдела Джон Андертон рьяно верит в то, что занимается благим делом и спасает множество жизней изо дня в день. Система, как это обычно бывает, неоспорима. Ровно до того момента, как сам Андертон оказывается будущим убийцей и встает не самый простой вопрос: верить себе или системе?
Стивен Спилберг проделал действительно колоссальную работу по созданию своей версии будущего, когда за три года до старта съемок он со специальной командой спрогнозировал и детально проработали мир 2054 года, каким он может быть. Взяв за основу небольшой рассказ любимца голливудских экранизаторов Филипа К. Дика, режиссер на пару с вечно молодым Томом Крузом склепали отличнейший во всех отношениях фантастический боевик с интригующими детективными элементами, поднимающий интересную тему наказания без факта преступления. Привычная схема, когда ярые сторонники существующего порядка впоследствии становятся его жертвами, обыграна Спилбергом в свойственной ему манере превращать вторичную историю в первоклассное зрелище, и ведь это буквально за пару лет до провисающей «Войны миров» с тем же Крузом и до ненужного квадриквела истории о самом знаменитом археологе. Все действо, к тому же, происходит в завидной даже для Майкла Бэя 140-минутной динамике и в крутых футуристических декорациях. Смотреть обязательно, если еще не.
Главный борец с режимом: Джон Андертон, [не]виновная жертва системы.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Создание систем прогнозирования человеческого поведения – не такое далекое и сказочное изобретение, как может показаться. Впрочем, нам кажется, что прогноз никогда не будет на 100% совпадать с реальностью. А сажать не тех, кто совершает преступление и нынешняя полиция прекрасно умеет.
«ПОБЕГ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА» (1981)
Большое Яблоко подгнивает и становится вместилищем мерзопакостных отбросов в качестве тюрьмы особо строгого режима, где преступники проводят остаток своих жизней. Какая же неудача, если твой самолет падает прямо в эпицентр этого анархического рая. Особенно, если ты президент Соединенных Штатов. На выручку отправляется герой, не славящийся хорошей репутацией и кредитной историей. Особым желанием спасать главу нации крутой мужик по прозвищу Змей не горит, но выбора у него, по сути, и нет: в его крови смертельный яд и единственный способ получить антидот – за 24 часа вызволить президента из города, полного бандитов, воров и убийц.
Пройдет еще тридцать лет перед тем, как Слай догадается собрать своих Неудержимых, поэтому спасать президента отправляется одинокий Курт Рассел, сыгравший здесь едва ли не главную роль в карьере. Джон Карпентер в свои золотые годы снял культовый микс жанров классических боевика, фантастики и антиутопии 80-х годов. И пусть созданный им мир сложно спроецировать на наши реалии, один из самый крупных мегаполисов в роли неприступной тюрьмы и безбашенный антигерой с самоубийственной миссией подкупали (да и сейчас подкупают) к просмотру. Не зря титульный персонаж впоследствии стал основой для другой культовой личности игровой индустрии – Солида Снейка из знаменитой серии игр «Metal Gear», а саму картину решили продолжить 15 лет спустя, увы, за очевидным повтором идей первого фильма не очень успешно. В общем и целом, «Побег из Нью-Йорка» из тех лент нашего топа, в которой мы любим не только грамотно созданный антиутопический мир, но и ко всему остальному относимся с уважением и трепетом.
Главный борец с режимом: Не считая многочисленные преступные элементы Нью-Йорка – только Змей.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Делать из Манхэттена тюрьму с полной свободной перемещения для заключенных? Да бросьте. Вы вообще знаете, какие там цены на недвижимость?! Вот и мы не знаем.
«СКВОЗЬ СНЕГ» (2013)
Ученых хлебом не корми, дай устроить апокалипсис. Им показалось, что на Земле становится слишком тепло, а потому они создали химикат CW-7, который распылили в атмосфере. Вот только процесс – неожиданно! – вышел из-под контроля, в результате чего наступил новый Ледниковый период. Из всего человечества смогла выжить буквально горстка людей, попавшая на уникальный поезд с вечным двигателем, который вот уже 17 лет без остановок колесит по железным дорогам планеты. Несколько вагонов – вот и вся пригодная для жизни среда. И люди не были бы людьми, если бы не создали в этом замкнутом пространстве диктатуру и общество, строго разделенные на классы в соответствии с купленным когда-то билетом.
На первый взгляд завязка сюжета выглядит настолько бредовой, что многие зрители проходят мимо фильма Пон Чжун Хо. И совершенно напрасно, потому что стараются прыгнуть выше головы тут абсолютно все, даже Капитан всея Америки – Крис Эванс, играющий вполне убедительно. Бедняки из хвостовых вагонов под его руководством устраивают натуральную революцию против диктата богачей и пытаются захватить контроль над двигателем поезда. Фильм наполнен шикарными и жесточайшими файтинг-сценами, которые умеют делать, кажется, только корейцы, а также идеями о контролируемом бунте в стиле, не поверите, «Матрицы». Герметичная революция в замкнутом пространстве больше всего напоминает старый добрый бунт заключенных в какой-нибудь тюрьме, вот только эта тюрьма на огромной скорости несется по обледеневшим рельсам, а сбежать с нее в принципе невозможно. Именно контекст истории делает банальный бунт кучки грязных нищих против солдат таким привлекательным. Это не просто попытка улучшить свои жилищные условия, а желание раз и навсегда изменить всю жизнь человечества, запертого в поезде.
Главный борец с режимом: Лидер пассажиров 3-го класса Кёртис.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Это же комикс! А элитные районы и гетто – уже давно реальность.
«СУДНАЯ НОЧЬ 2» (2014)
Новые отцы-основатели возродили, наконец, Америку. Теперь это страна без бедствий, преступлений и неоправданного насилия. За одним маленьким исключением. Одной ночи в году отведена роль вседозволенного безумия, чтобы выпустить накопившийся за год пар. Каждый вправе выйти на улицу и кого-нибудь пырнуть отверткой. Или размозжить череп о мостовую. Все что душеньке больной угодно. И не поверите: система исправно работает. Почти. И все же, мирно настроенные граждане предпочитают оставаться в своих наглухо закрытых домах. Если, конечно, по пути в надежное укрытие вдруг не сломается машина. В центре города. Ни полиции, ни других экстренных служб, ни сочувствующих прохожих. Помощи ждать неоткуда.
Сиквел заметно раздвигает границы мира, созданного Джеймсом ДеМонако в первом фильме, перенося место действия из одного дома невезучей семейки в огромный мегаполис с большим количеством локаций и персонажей. Честно сказать, от продолжения изначально веяло желанием поднять еще больше деньжат из зрительских кошельков, но в итоге все оказалось немного иначе. Какую бы цель первостепенно не преследовали создатели, вторая «Судная ночь» во многом превзошла своего предшественника и показала крайне любопытный антиутопический мир с масштабными уличными расправами, политическими заговорами, подпольным сопротивлением и очередными нездоровыми развлечениями богатеньких упырей. Каждому элементу режиссер отвел достаточное количество хронометража, успевая добавить в него еще немного кровной мести и вселенского всепрощения. Ну и парочка интересных сюжетных поворотов тоже присутствует, да. Здесь, конечно, не приходится говорить о культовом статусе, но эта нерадужная версия нашего будущего более чем заслуживает просмотра.
Главный борец с режимом: «ЧЕрный ЧЕ Гевара» Кармело Джонс, престарелый хипстер и начинающий видеоблоггер.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Идиотские законы нынче набирают масштабы, того и гляди доберемся и до «Судной ночи». Оружие вот уже разрешили носить. Впрочем, тут мы как раз «за». Да и концепция лимитированной вседозволенности любопытна, хм…
«13-Й РАЙОН» (2004)
Можно с уверенностью сказать, что в любом, даже самом процветающем городе существуют кварталы, в которые после заката лучше не заходить. В Париже к 2010 году криминальная обстановка достигает своего апогея. Чтобы не тратиться на поддержание правопорядка внутри таких кварталов, правительство реализует простую и гениальную программу. Теперь неблагополучные районы обнесены бетонными стенами, а на точках КПП стоят вооруженные до зубов солдаты. Предоставленная сама себе преступность в новоиспеченных инкубаторах радостно плодится и размножается, творя пакости разной степени тяжести. От торговли наркотиками до кражи ракет с ядерными боезарядами…
«13-й район» незамысловатый аттракцион на один час двадцать минут. Европейское происхождение ленты видно невооруженным взглядом. Здесь нет долгих вступлений, растянутых пафосных моментов, обильного выжимания слез. Есть цель, есть дорога, есть бегуны. Снятый, как реклама, набирающего тогда обороты модного движения «паркур», фильм был облечен в легкие доспехи антиутопии. Есть два мира – господ и отбросов. Они не мешают друг другу, но изрядно мозолят глаза. Почему не уничтожить один из них? Есть два бойца, представитель системы и анархист, мечтающий о спокойной изолированной жизни. У каждого из них своя родина, свои мировоззрения, свои принципы. При этом главные герои на деле напоминают высокотехнологичных манекенов, одетых волею сценариста в трико разной расцветки. На этом их различия и заканчиваются. Глубина, психологизм и развитие образов остались за скобками. Бессон-сценарист, в очередной раз показал, что интересные идеи еще появляются в его голове. Жаль, что эти идею не удалось развить в полноценную драму.
Главный борец с режимом: Лейто – главарь малоактивной банды, защищающей свой дом; Дамьен – капитан французской полиции.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Скорее нет, чем да. И если в большой бетонный забор вокруг нищих кварталов поверить можно (в том же Израиле такими заборами огораживаются от арабов, да и сами евреи имеют опыт жизни в гетто), то вот отправлять на «злые улицы» ядерную бомбу точно никто не станет.
Егор Пичугов
Константин Большаков
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<