ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ СЕРОГО (FIFTY SHADES OF GREY)
2015, США, 125 мин.
Жанр: мелодрама
Режиссер: Сэм Тейлор-Джонсон
В ролях: Джейми Дорнан, Дакота Джонсон, Люк Граймс, Марша Гей Харден
Одна из самых ожидаемых премьер года готова взорвать бокс-офис по обе стороны океана. Какие "Мстители"? Если Вы не купили билет на вечерний сеанс четверга заранее, то скорее всего на него не попадёте – такой вот нездоровый ажиотаж наблюдается вокруг очередного маркетингового монстра, имеющего угрожающую характеристику "экранизация литературного бестселлера для женской аудитории". Книга Э.Л. Джеймс, написанная под влиянием небезызвестной Сумеречной саги (какая неожиданность), в своё время успела стать объектом нескольких скандалов, спровоцировала бурное обсуждение, а главное – быстро обзавелась армией преданных поклонников. Такую золотую жилу Голливуд без внимания оставить не мог – тем более, что у автора в запасе имеются ещё две книги для продолжения банкета.
Пугливая Анастэйша (Дакота Джонсон) по просьбе приболевшей подруги отправляется проинтервьюировать одного из самых желанных холостяков в стране – сказочного богатого и дивно прокачанного бизнесмена Кристиана Грея (Джейми Дорнан). Ну а дальше Вы знаете. Любовь подкралась незаметно. Только вот молодой человек предпочитает БДСМ-утехи традиционным романтическим отношениям и предлагает Ане стать частью его мира в жёстко регламентированных условиях, расписанных в специальном контракте. Подписывать документ героиня не спешит, но и бежать в панике от таинственного жестокого мачо не планирует. Неизведанный мир "игровой комнаты" её интересует в гораздо меньшей степени, нежели личность Кристиана – на словах Ана принимает его правила, но внутри мыслит традиционными для женщин категориями, допускающими, что сила любви в данном случае может изменить человека. Собственно, такой вот совершенно типичный для стандартной мелодрамы костяк противоречий и лишает "Пятьдесят оттенков" обещанного двойного дна и какой-то психологической многосложности, даже не пытаясь как-то замаскировать тот факт, что кубики пресса Дорнана здесь намного важнее всего остального.
Причём, из-за специфических наклонностей Грея фильм выглядит даже как-то "а-романтично". Есть традиционные атрибуты вроде шика-блеска в кадре, дорогих машин, фешенебельных интерьеров и дизайнерских шмоток, но в отношениях героев всё-таки не хватает искры. В этом плане даже весьма целомудренные эротические сцены не помогают – всё очень спокойно, расслабленно и однообразно, а в какие-то моменты даже скучно. Здесь нет того ощущения "неизведанного", которое, по идее, должна испытывать Ана, как нет и ощущения опасности. Да и само движение сюжета, можно сказать, в какой-то момент просто останавливается. Герои продолжают по третьему кругу повторять свои сомнения, но какого-то существенного развития отношений не происходит. В этом плане окончательно разочаровывает слабенькая кульминация, только в очередной раз подтверждающая, что все два часа были буквально высосаны из пальца. Правда, стоит отдать должное главной экранной паре – актёры действительно стараются уйти от формализма, разглядеть в своих плоских персонажах какие-то новые грани и передать их зрителю – и это, наверное, главный фактор, вытягивающий фильм из абсолютной пустоты.
"Пятьдесят оттенков серого" не столь ужасны, как может показаться на первый взгляд: кино красиво снято, неплохо сыграно, и не спекулирует на откровенных сценах, подавая их весьма деликатно. Тем не менее, если говорить о сути фильма и пытаться копнуть хотя бы на сантиметр глубже – это, прямо скажем, "два часа ни о чём". Слишком гладко, слишком мягко, слишком просто и поверхностно. Возможно, кому-то из милых дам уведенное придётся по душе и заставит немного помечтать-пофантазировать, а вот сопровождающим кавалерам остаётся только искренне посочувствовать – их ожидает длинное и весьма тяжелое испытание, в котором даже шутки про анальный фистинг не слишком воодушевляют.
Василий Марин