ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ВЫЖИВАНИЕ
СХВАТКА (THE GREY)
Жанр: боевик, триллер
2012, США, 117 мин.
Режиссер: Джо Карнахан
В ролях: Лиам Нисон, Дермот Малруни, Даллас Робертс, Бен Брэй, Джо Андерсон, Фрэнк Грилло
ОЦЕНКА: 4
Джо Карнахан ворвался в мир большого кино в 1998 году с дебютной работой «Кровь, наглость, пули и бензин». Но популярность пришла к нему позже, когда в 2006 году в прокат вышел боевик «Козырные тузы». Вдохновляясь работами Квентина Тарантино и Гая Ричи, Карнахан создал неровную, но увлекательную криминальную драму с зубодробительным экшеном и целой обоймой талантливых актеров в составе. Оценив работу постановщика, голливудские продюсеры доверили американцу режиссуру крупнобюджетного проекта, которым стала экранизация популярного телевизионного сериала восьмидесятых годов – «Команда «А». Картина вызвала массу споров и не окупилась в прокате. Потому Карнахан с чистой совестью приступил к своему следующему проекту – триллеру «Схватка» с Лиамом Нисоном в главной роли, бюджет которого был значительно меньше бюджета его предыдущей работы ($25 млн. против $110 млн.).
Фильм рассказывает историю Джона Оттуэйя (Лиам Нисон) – запутавшегося в своих чувствах, разуверившегося в самом себе и бесконечно одинокого человека. Человека, пережившего личную трагедию, днями и ночами хранящего воспоминания о своей любимой женщине. Джон работает на Аляске и собирается улететь домой. Однако самолет попадает в зону турбулентности и терпит крушение. В ужасной катастрофе некоторым счастливчикам, включая Оттуэйя, судьба дарует второй шанс. Однако ближайший населенный пункт далеко, вокруг свирепствуют лютые морозы, еды нет, а неподалеку притаилась стая волков. Выжившим пассажирам предстоит суровая борьба с природой за свои собственные жизни.
Избрав в качестве возрастного ценза рейтинг R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого), режиссер не прогадал – разыгрывающейся перед нами драме очень идут жестокие (но не тошнотворно натуралистичные) эпизоды. Карнахан умело держит ритм повествования, при необходимости разбавляя напряженную атмосферу фильма монологами о смысле жизни и волшебной силе любви. Грамотно обозначив нюансы и верно расставив приоритеты перед актерской братией (в фильме вы не найдете не одного персонажа женского пола за исключением женщин, мелькающих в воспоминаниях мужчин-героев), режиссер добился высокого накала эмоций при минимуме затрат.
Вместе с тем, картина не скатывается в дешевые сантименты, взрываясь в определенные моменты подобно удару исполинского кнута. Так, например, великолепна сцена ночного нападения волчьей стаи на группу выживших. В таких моментах особенно хорош Нисон, как-то незаметно в последние годы превратившийся в образцового героя боевиков (это притом, что ирландцу в этом году исполнится 60 лет!). Наполнив картину размышлениями о вере, долге, судьбе и силе человеческого духа, постановщик поддерживает уровень драматизма на необходимо высоком уровне.
Но, невзирая на харизматичного ведущего актера, неплохой (хоть и шаблонный) сценарий и твердую режиссуру, в «Схватке» при должном усилии можно отыскать некоторое количество огрехов, на которые махнуть рукой не получится. И если закрыть глаза на поведение диких животных и прорисовку второстепенных персонажей еще можно, то отгородиться от отсутствия в картине каких бы то ни было оригинальных, свежих идей нельзя.
Взяв за основу классическую доктрину, применяемую в фильмах с грифом «survival», авторы «Схватки» практически не привнесли в нее ничего нового. Карнахана гораздо больше интересует не участь людей (среди которых опытные зрители без труда вычленят знакомые с детства образы: «вожак», «забияка», «ботаник»…), которые борются со смертью. На первое место режиссер ставит «глубину» эмоционального надрыва, с которой проносится сквозь нас история персонажа Лиама Нисона. Примечательно, что в 2009 году актер потерял свою супругу – Наташу Ричардсон – в результате несчастного случая на зимнем курорте во время катания на лыжах. Но то, что у другого неопытного и менее талантливого режиссера превратилось бы в очередную голливудскую клишированную помесь триллера с драмой, у Карнахана превращается в крепкое мужское кино, пусть и с небольшим налетом голливудского пафоса и без особой интриги.
Геннадий Гусев