ФОКУС (FOCUS)
2015, США, 104 мин.
Жанр: мелодрама, комедия, криминал
Режиссер: Гленн Фикарра, Джон Рекуа
В ролях: Уилл Смит, Марго Робби, Адриан Мартинес, Джералд МакРэйни, Родриго Санторо
Режиссёрский тандем Фикарра/Рекуа, ответственный, в частности, за "Эту дурацкую любовь" и "Я люблю тебя, Филлип Моррис", в своей новой картине обращается к жанру криминальной комедии, которая в их исполнении превращается в вялую криминальную мелодраму. Название "Фокус" здесь можно читать двояко: в предлагаемом контексте это не сколько "искусный трюк", сколько "концентрация"; способность "сфокусировать" внимание жертвы в определённой точке, чтобы тем самым отвлечь от места, где, непосредственно, совершается кража. Консультантом проекта выступил "профессиональный вор" Аполло Роббинс, так что многие показанные в картине приёмы манипулирования вниманием вполне реальны, несмотря на кажущуюся неправдоподобность.
Уилл Смит играет Ники, своеобразного гения воровского мастерства по прозвищу "Зефир". Волею случая тот знакомится в ресторане с начинающей мошенницей Джесс (Марго Робби), проникается к ней неожиданной симпатией и даёт пару дельных советов. Но Джесс этого мало – она хочет, чтобы Ники включил её в свою команду "профессионалов", которая собирается в Новом Орлеане, чтобы изрядно пройтись по кошелькам местных туристов. Сценарий прилежно укомплектовывает всё происходящее дежурными шутками (включая раздражающий туалетный юмор тучного старого приятеля Ники, над которым неискренне смеётся героиня Робби), но, как ни крути, проникнуться какой-то симпатией к карманникам, прилежно обчищающим самых что ни на есть рядовых граждан на улицах как-то не очень получается. Герои, как и события с ними происходящие, долгое время не представляют особого интереса – лишь только на эпизоде с футбольным матчем интрига и напряжение начинают подавать признаки жизни. Впрочем, продлится это не долго: Ники, заботясь о "профессионализме" вдруг предпочтёт резко оборвать отношения с подругой, вместе с тем нещадно оборвав сюжет надписью "три года спустя".
И вот перед нами уже другая история, разворачивающаяся на этот раз вокруг гоночного соревнования в Буэнос-Айресе, и сценарий вновь тратит много времени на то, чтобы ввести зрителя в курс дела, бездарно слив весь азарт, который было начал зажигаться во время футбольного матча. "Фокус" ведёт себя довольно вяло для фильма об аферистах, пытаясь выглядеть немного серьёзнее и акцентируя внимание на отношениях главной экранной пары. Но, согласно законам жанра, доверять героям их чувствам мы здесь не можем – понятное дело, что кто-то кем-то должен манипулировать, и раскрытие их истинных намерений является лишь вопросом времени. Последний фактор разбивает предполагаемую романтическую составляющую в пух и прах, лишая отношения на экране необходимой химии (хотя в первой половине картины её задатки были), и переживать за героев, погрязших во лжи, совсем не тянет. И ладно бы, если в истории имелся обещанный драйв или какие-то действительно экстраординарные повороты, но ничего этого нет и в помине. Костяк сюжета так и остаётся раздражающе линейным по своей сути, в духе "провернули-аферу-но-что-то-пошло-не-так", и парочка интересных неожиданностей положение не спасает.
В конце концов, все предлагаемые "твисты" оказываются ожидаемыми, но не потому, что их можно просчитать наперёд, а просто исходя из канонов жанра, которым слишком уж прилежно следует сценарий, предлагая самый что ни на есть классический вариант развития событий. И при более изворотливой режиссуре и правильной, внятной тональности такой подход мог бы и не быть проблемой, но, к сожалению, "Фокус" много времени тратит на скучную и совершенно невразумительную мелодраму, окончательно лишая картину обещанной энергии и необходимого позитива – подобные настроения выглядят в высшей степени странно.
Василий Марин
=