КРОВАВАЯ ЛЕДИ БАТОРИ (LADY OF CSEJTE)
2015, Россия-США, 100 мин.
Жанр: триллер
Режиссер: Андрей Конст
В ролях: Светлана Ходченкова, Павел Деревянко, Ада Врачиу, Изабелль Аллен, Лукас Бонд
«Кровавая леди Батори» является вторым совместным проектом Glacier Films (компания Хейдена Кристенсена) и Enjoy Movies (в представлении не нуждается) после криминального боевика об «одном из самых кровавых и драматических налетов в истории Америки». Не один из заявленных в титрах продюсеров не имеет отношения ни к «Паранормальному явлению», ни к «Астралу», чьи привлекательные для многих любителей хоррора названия гордо красуются на постере. Возможно, на стадии разработки картина действительно имела шансы быть поставленной при участии какой-нибудь Blumhouse? А может, тот таинственный продюсер, увидев отвратительный итоговой результат, сам предпочёл открестится от этой в высшей степени убогой поделки, дабы не марать репутацию?
В России, как правило, хоррор вообще не снимают, а если и снимают – то мы получаем лютый трэш вроде прошлогоднего «Владения 18». Конечно, «Батори» формально позиционируется как триллер, но концепт предполагает работу для той же целевой аудитории. Всё, что зрителю нужно узнать об историческом прототипе главной героини, он усвоит благодаря двум-трём текстовым предложениям в начале фильма. Ну и ещё аналогичная инфа будет поджидать нас в конце. Всё что между – жесточайшая пытка, где каждый эпизод является красноречивой иллюстрацией того, как не надо снимать кино (ну, разве что, кроме той сценки из трейлера, в которой графиня поднимается по ступеням, оставляя за собой красный след). Сюжет рассказывает о брате и сестре цыганских кровей, осужденных за воровство и сосланных в некий пансион для перевоспитания, которым заведует легендарная графиня. Мальчик умеет виртуозно избавляться от цепей и наручников, ну а девочка – просто девочка. Ах да, она же изредка испытывает видения, посредством коих создатели по большей части и пытаются нас напугать, и весь их арсенал в данном случае сводится к резком звуковому монтажу. Ещё присутствует какой-то невразумительный приспешник короля, изредка появляющийся в кадре чтобы создать видимость поиска улик, компрометирующих графиню.
Но сюжет больше фокусируется на детках: брат регулярно страдает от дедовщины, а девочка пытается выяснить, существует ли связь между исчезновением некой Кати и тем, чем графиня занимается в своих покоях. Возможно, на словах это ещё звучит неплохо, но на уровне реализации мы имеем сущий мрак. Диалоги просто чудовищны, причём где-то в половине из них детки тупо комментируют свои действия, на случай, если вы вдруг не поймёте, куда они пошли и что делают. Про какие-то образы и характеры здесь можно вообще забыть. Для триллера это не всегда проблема, но всё таки кино пытаются преподнести с некой долей «историчности». Даже, если не слишком стараться держаться реальных фактов, здесь можно было бы развернуться на тему характера Батори, в чём была её сила и слабость, и что ей двигало – материал весьма перспективный и плодотворный. Но ничего этого нет – образ на нуле. Обладательница самого сексуального голоса в современном российском кино Светлана Ходченкова томно вышагивает взад-вперёд и манерно проговаривает банальнейшие реплики. Надо ли говорить, что с гипотетическими зверствами на экране и саспенсом дела обстоят никак, а откровенно бюджетная постановка не в силах передать величественность и размах – во время шикарного приёма в кадре массовка из трёх человек в двух комнатах, аскетично уставленных свечами.
Весь продакшн фильма отвратителен, и бездарный сценарий дебютанта Джейкобса это только одна из проблем: здесь плохо абсолютно всё, от расстановки света до омерзительного саунда с заваленными частотами (тут у нас случился ещё один дебют – на этот раз композитора). Особенно хочется отметить корявый и рваный монтаж, чередующий сцены в весьма нелицеприятной и отталкивающей манере. А в те пару моментов, когда дело доходит до экшна – разобрать, что происходит на экране довольно проблематично. Впрочем, как правило, нам лишь показывают один и тот же момент, когда персонажей швыряют о стену (или о пол), и ничего более. Добавляет пикантности тот факт, что картину снимали зачем-то на английском языке, хотя кроме России с Украиной этот позор, к счастью, вряд ли кто-то ещё увидит.
Василий Марин