Коллективно представители топ-10 заработали $153 млн., а половина из представленных лент оказалась российского производства, причем, не на правах бедных родственников - денежный вклад этих картин в общую корзину также равняется половине (49%, если точнее). Ура, товарищи!
В то время казалось, что еще немного - и зарубежные ленты прогнутся, нам оставалось еще чуть-чуть до того славного момента, когда в десятке самых популярных лент тон будут задавать именно наши. Но, как мы с вами знаем, это так и осталось мечтой. Впрочем, именно в этом году отечественные ленты являли собой жалкое зрелище - такой тон нам не нужен. Но факт остается фактом: подобное в обозримом будущем уже не повторится, если только не начнется новая Холодная война с Железным занавесом.
"ПАРФЮМЕР: ИСТОРИЯ ОДНОГО УБИЙЦЫ"
$9 264 876
60 миллионов долларов, потраченные (не без помощи США) на производство "Парфюмера" на тот момент являлись для европейских картин суммой просто исполинской. И как же приятно наблюдать за тем, как все эти деньги окупаются в прокате и даже приносят некоторый доход! Ведь экранизация романа Патрика Зюскинда этого достойна. Это не просто редкий пример неголливудской ленты, пробившейся в топ-10 российского бокс-офиса, но и тот самый случай магии кино, когда текст, насыщенный описаниями запахов, который считался не подлежащим для адаптации в видеоформат, раскрылся на экране так, что оказались обманутыми не только глаза зрителя, но и его нос. Мы будто чувствовали запах духов и сточных канав! Спасибо Тому Тыкверу, снявшему фильм, перед которым в свое время спасовал сам Стэнли Кубрик.
"СВОЛОЧИ"
$9 662 551
Александр Атанесян, в чьей режиссерской карьере буквально нет светлых пятен, потратил всего лишь $2,5 млн. на съемки своей обличительной ленты, но сорвал банк. И вовсе не потому, что у него вдруг прорезалось чувство вкуса, а банально благодаря скандальному сюжету о неблагополучных малолетках (бесславных ублюдках), которых злой Совок кидал даже не на фронт, а в немецкий тыл к элитным военным частям. Напрямую сакральное "основано на реальных событиях" не заявлялось, но подразумевалось: в самом начале фильма процитирован один из приказов Сталина, после чего сценаристы включили режим фантазии. Мы ни в коем случае не защищаем товарища Джугашвили и вообще стараемся быть вне политики - речь о покушении на банальную логику: тренировать сволочных детей и давать им оружие, которым они могут убить инструктора, никто бы не стал. Тем более - для выполнения миссии, с которой проще справиться взрослым мужчинам.
"КОД ДА ВИНЧИ"
$11 340 000
Еще один кассовый хит - и еще один скандал, на этот раз международный. Сказки Дэна Брауна, которыми зачитывались миллионы людей, так задели за живое Ватикан, что он отреагировал наихудшим из возможных способов: предал Брауна Анафеме, выследил и запер в пыточных подвалах Святой Инквизиции с целью получения признания в сговоре с Дьяволом. А, нет, простите. Просто начал громко возмущаться и критиковать фантастический, в общем-то, детектив. И без того наслышанные о бестселлере обыватели тут же побежали в кино, скинувшись не показавшему ничего особенно Рону Ховарду аж $758 млн., 11 из которых пришлись на долю поклонников теорий заговоров из России. Постепенно шумиха вокруг "Кода Да Винчи" улеглась, зрители перестали хвастаться друг перед другом числом Фибаначи (как будто сами его открыли), а Том Хэнкс стал еще чуточку богаче.
"НОЧЬ В МУЗЕЕ"
$12 988 050
Вкладывать свыше ста миллионов в производство комедии - не лучшая идея. Но иногда смельчакам везет. В их числе оказался Шон Леви, устроивший Бена Стиллера ночным сторожем в музей, чьи экспонаты оживают. Возможно, в обычное время затея комедийного экшна, где действие, несмотря на всю свою примитивность, довлеет над юмором, провалилась бы с громским треском. Но "Ночь в музее" вышла аккурат под Рождество, когда миллионы праздных американцев ломают головы - чем бы занять своих детишек, чтобы не заснуть самому. Поход в кино стал отличным выходом, который удовлетворил всех и в первую очередь Бена Стиллера, который стал главным действующим лицом весьма прибыльной франшизы.
"БУМЕР: ФИЛЬМ ВТОРОЙ"
$13 000 000
Первый "Бумер" стал без преувеличения культовым фильмом, благодаря простым и понятным героям, классной тачке, непривычному для России жанра роуд-муви и запоминающемуся саундтреку, перекочевавшему на сотовые телефоны каждого второго обладателя этого чуда техники. Даже рэпер Серега поднялся с самых низов благодаря песне про черный "бумер". Естественно, продолжение было горячо ожидаемым и не заставило себя долго ждать - сиквел вышел спустя 3 года, прямо будто получил срок за 228 статью и "откинулся". "Откинулся" уже блатным, с бюджетом в 7 раз больше - и собрал соответственно. Вот только народной любви уже не сыскал, променяв седан на внедорожник, простую дорожную романтику на мутный сюжет с натянутыми совпадениями, наконец, пацанов на девчонку. Единственно, с чем дело по-прежнему обстояло хорошо, так это с саундтреком.
"ЖАRА"
$15 710 000
Первое, что вызывает отторжение уже на стадии осмотра постера фильма Резо Гигинеишвили - это слоган "Их ждали - они вернулись", натурально вводящий в ступор. Потому что с таким потрясающим кастом (Артур Смольянинов, Константин Крюков, Алексей Чадов, Тимати, Тигран Кеосаян, Игорь Верник и, разумеется, Федор Бондарчук) можно снять что угодно, но только не ожидаемую ленту. Хотя слоган отчасти и правдив, ведь указанные в скобках товарищи регулярно вылезают из этих самых скобок и возвращаются, возвращаются, возвращаются на экраны... Как "ЖАRА", буквально уничтоженная критикой зрителей, смогла в итоге собрать в 11 раз больше своего мизерного бюджета в $1,4 млн. - одна из самых больших загадок российского кинематографа. Но пальма позорного первенства в этом году досталась совсем другому фильму...
"ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД 2: ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ"
$17 178 000
В 2002 году компания Blue Sky Animation ворвалась на поле DreamWorks, Disney и Pixar, да так лихо ($383 млн. мировых сборов), что через 4 года выпустила сиквел приключений "отмороженных" друзей. К уже знакомым героям присоединились новые обаятельные персонажи (и даже не знаешь, кто вышел забавнее - пара гиперактивных опоссумов или мамонтиха, которая лишь считает себя опоссумом), анимация значительно улучшилась, а вместо статичного окружения, персонажей со всех сторон обступала вода. Может быть, с высоты сегодняшнего дня воду и нельзя назвать фотореалистичной, но на тот момент она выглядела просто великолепно, да и подводные обитатели в качестве главных злодеев смотрелись достаточно свежо. Ни критики, ни зрители не оценили сиквел выше оригинала, но сделали главное - заплатили за билеты. В общей сложности - более $655 млн.
"ВОЛКОДАВ ИЗ РОДА СЕРЫХ ПСОВ"
$20 015 075
10 - нет, вы только вдумайтесь! - 10 миллионов долларов было вложено в экранизацию бестселлера Марии Семеновой о Волкодаве из рода Серых Псов, написанного в необычном жанре славянского фэнтези. Первый блин просто обязан был выйти комом, ведь фэнтезийные сказки в России не снимали уже десятилетиями, да и советские опыты про Кощея современному зрителю кажутся излишне лубочными. Но блин подгорел только с одной стороны, той самой, что была повернута к зрителю, ждущему от молодого постановщика Николая Лебедева: похабная актерская работа, сырой сценарий, дешевые эффекты и декорации, а также тотальный мискаст с Акиньшиной и Домогаровым. С другой стороны - фильм чудесным образом полностью окупился в прокате. Поставив крест на франшизе Семеновой в частности и славянском фэнтези в целом.
"ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: СУНДУК МЕРТВЕЦА"
$27 512 316
Каждый, кто публично подвергал сомнению логичность вклада 180 миллионов долларов в экранизацию диснейлендовского аттракциона, в 2003 году подвергся осмеянию, когда Гор Вербински взял 654 млн. Спустя 3 года у общественности был лишь один вопрос - насколько больше соберет сиквел. И общественность (а в первую очередь - сам Вербински) не была разочарована, ведь "Сундук мертвеца" уверенно перешагнул миллиардную отметку, а россияне, влюбленные в широкую душу Джека Воробья, положили в копилку "Пиратов" аж в 3 раза больше, чем прежде. И ведь положили совершенно заслуженно, ибо продолжение пиратской истории стало образцовым сиквелом: с закрученным сюжетом, новыми обаятельными персонажами (Билл Найи вместо Джеффри Раша и морские мутанты вместо скелетов), исполинским Кракеном, возросшим драматизмом и концовкой, оборванной на самом интересном месте. Как тут удержаться от сравнения с Пятым эпизодом "Звездных войн"?
"ДНЕВНОЙ ДОЗОР"
$31 965 087
В преддверии 2005-го правительство в припадке щедрости растянуло новогодние каникулы на десять дней, поставив население перед неприятным вопросом: как культурно провести время в перерывах между застольными мессами? Избавление принесли Эрнст и Бекмамбетов, придумав формат русской новогодней премьеры, «первого фильма года», фактически сделав поход в кино условием добропорядочного праздника. А чтобы минимизировать риски, пригламурили воронью угрюмость городского фэнтэзи, выведя на первый план не мутные перипетии борьбы на флюоресцентных лампах, чересчур специфические для массового зрителя, а близкую сердцу лав-стори и державную идею русского блокбастера, равного по силе западным монстрам. Сработало!
Игорь Талалаев, Георгий Ковалев
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<