Сериал, который многие уже привыкли называть лучшим в мире, вышел на экраны в 2008 году и поначалу не произвел на зрителей и критиков особого впечатления. Да, он был хорош, но по-настоящему его потенциал раскрылся лишь через пару лет.
ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ (BREAKING BAD)
Жанр: триллер, драма, криминал
2008, США, 47 мин.
Количество сезонов: 5
Режиссеры: Мишель МакЛарен, Адам Бернштейн, Винс Гиллиган
В ролях: Брайан Крэнстон, Анна Ганн, Аарон Пол, Дин Норрис, Бетси Брандт, АрДжей Митти
Поначалу кажется, что создатель шоу Вин Гиллиган вовсе не спрятал в рукаве тузов, демонстрируя довольно прямолинейную, пусть и драматическую историю трансформации школьного учителя в наркобарона. Главный герой, Уолтер Уайт уже в первой серии узнает о неприятном диагнозе - у него рак. Но вместо того, чтобы жалеть себя и неудавшуюся жизнь (а его брак сложно назвать счастливым), он перестает преподавать химию и решает потратить последние отведенные ему месяцы на то, чтобы заработать денег на безбедное существование своей семьи. Способ Уайт выбирает радикальный (изготовление наркотиков), но единственно возможный, ведь метамфетамин (C10 H15 N), который он варит, отличается столь высоким качеством, что желающие купить "товар" выстраиваются в очередь, а его стоимость такова, что позволяет даже на первых порах зарабатывать десятки тысяч долларов.
Героев в сериале немного, завязка стремительна, и зритель уже предвкушает увидеть телеверсию "Лица со шрамом", но неожиданно сюжет меняет свой вектор. Действие не пробуксовывает, но в центре внимания оказываетс вовсе не восхождение к вершинам преступного мира, а отчаянные попытки избежать разоблачения, спасти свою шкуру, избавиться от первого трупа. Уайт по неопытности набивает все возможные шишки, а даже самую простую проблему сценаристы растягивают по-максимуму, ковыряясь в характерах персонажей, выискивая их тараканов и заставляя время от времени менять свои принципы.
Именно межличностным взаимоотношениям и посвящен основной хронометраж сериала. Будут здесь и перестрелки, и прекрасно снятые сцены "варки" мета, но в центре туго запутанный узел характеров и их противостояний - пары "поваров", мужа и жены, полицейского и бандита, начальника и подчиненного. Разумеется, главный герой пройдет все возможные ступени преступной карьеры, поднявшись на верх лестницы, сталкиваясь на каждом этаже с новыми трудностями, но порой ловишь себя на мысли, что все это происходит чуть ли не фоном для очередного супружеского скандала или примирения таких непохожих компаньонов.
Уолтер Уайт (Брайан Крэнстон)
Главный герой, локомотив сериала. Одаренный химик, чьи открытия помогли его бывшим коллегам заработать миллиарды долларов. В начале фильма представляет собой весьма жалкое зрелище. Пятидесятилетний отец семейства, не дотягивающего даже до "среднего класса", работает школьным учителем, подрабатывает на автомойке и ежедневно чувствует свою ничтожность. Диагностируемый рак позволяет раскрыться его скрытым желаниям и инстинктам.
Хайзенберг (Брайан Крэнстон)
Творческий и криминальный псевдоним Уолтера Уайта. Знание химических реакций позволяет ему не только в бытовых условиях собирать аккумуляторы и бомбы, но и создавать едва ли не лучший метамфетамин в мире. Хайзенберг тщательно скрывает от посторонних тайну своей настоящей личности (частенько – под шляпой и солнцезащитными очками) и посвящает остаток жизни стремительному заработку денег, постепенно превращаясь в такого хищника, которого боится не только жена, но и весьма серьезные бандиты.
Джесси Пинкман (Аарон Пол)
Бывший ученик Уолтера Уайта, вдохновивший его на преступный путь. Мелкий "торчок" и неплохой "повар", он становится напарником Хайзенберга, работая на подхвате и отвечая за распространение метамфетамина. Вспыльчивый, заносчивый и грубый, Джесси является полной противоположностью Уолтера и имеет совсем другие взгляды на способы ведения бизнеса. Его сложно назвать надежным партнером: он вполне способен выручить в трудный момент или даже спасти жизнь, а затем устроить полное безумство - раскидывать деньги по району или превратить свой дом в притон бомжей.
Скайлер Уайт (Анна Ганн)
Жена Уолтера Уайта, поначалу крепко держащая яйца своего мужа в кулаке. Бухгалтер, решительная женщина и заботливая мать, порой даже излишне заботливая, что выражается в периодических припадках и истериках. Желает оградиться и оградить своих детей (старшего сына и дочь-младенца) от преступника-отца и тех опасностей, что следуют за ним. Встает перед непростым выбором – сдать мужа полиции или помочь ему «отмывать» деньги.
Уолтер Уайт младший (АрДжей Митт)
Сын Уолтера и Скайлер, старшеклассник. Болен ДЦП, но достаточно умен и позитивен. Когда его отец пускается во все тяжкие, он до последнего ни о чем не подозревает, в результате чего неадекватно реагирует сначала на поведение своей матери, а затем и на действия отца.
Хэнк Шрейдер (Дин Норрис)
Свояк Уолтера Уайта, женат на сестре Скайлер, Мари. Сотрудник УБН (Управления по борьбе с наркотиками), грубоватый, храбрый и принципиально честный мужчина с аналитическим складом ума. Любитель пропустить бутылку-другую пива и позубоскалить с коллегами, он все же продвигается дальше других в поисках таинственного Хайзенберга.
Мари Шрейдер (Бетси Брандт)
Сестра Скайлер, сотрудник лаборатории рентгенографии. Клептоманка и большая любительница фиолетового цвета (начиная с туфлей и тарелок и заканчивая ковром и шторами в гостиной). Упрямство и свое собственное мнение по любому вопросу, мягко говоря, не делают ее душой компании. А если говорить прямо, то даже родственникам бывает сложно наладить с ней взаимопонимание.
Густаво Фринг (Джанкарло Эспозито)
Хозяин сети закусочных Los Pollos Hermanos и наркоторговец на полставки. Под личиной отзывчивого и подчеркнуто вежливого бизнесмена скрывается осторожный, жесткий, умный и потому крайне опасный человек. Фринг находится в самом центре глубоко законсперированной международной сети производства и распространения наркотиков. Имеет зуб на мексиканские картели и является работодателем Уолтера и Джесси, с которыми у него тоже весьма непростые взаимоотношения.
Сол Гудман (Боб Оденкёрк)
Дешевый адвокат, берущий под свою опеку пока еще неопытных Уайта и Пинкмана. Несмотря на нелепый вид, идиотскую рекламу и имидж дешевого пройдохи, порой оказывается весьма полезен, т.к. действительно разбирается в юридических тонкостях и имеет криминальный опыт – от связей с «нужными людьми» до «отмывания» денег. Настоящее имя – Джеймс МакГилл, но однажды он назвался Кевином Костнером, и ему поверили.
Майк Эрмантраут (Джонатан Бэнкс)
Бывший коп, и мастер на все руки на службе у Сола Гудмана. Может достать номер телефона нужного человека, выследить кого-то или зачистить место преступления от улик. Правда, на самом деле он работает вовсе не на Гудмана, а на Фринга, являясь начальником охраны Los Pollos Hermanos. Многое знает и еще больше умеет – отличное сочетание бизнесмена и бойца.
С каждым сезоном популярность "Во все тяжкие", его аудитория и оценки критиков росли, достигая совершенно неприличных высот (последний сезон на сайте Metacritic получил небывалый рейтинг 99/100, а финальную серию посмотрело более 10,3 миллиона телезрителей). Количество наград с трудом поддается исчислению, причем, отмечен был не только сериал в целом и (что естественно) исполнитель главной роли, но и такие небанальные позиции, как сценарий и монтаж. Актер Энтони Хопкинс так впечатлился увиденным, что написал письмо Крэнстону и назвал его работу "величайшей в истории". И здесь создателям стоит выразить отдельную благодарность - они вполне могли растянуть историю на десятилетие, выдумывая без особого падения рейтингов все новые и новые проблемы для Хайзенберга, но смогли закончить историю достаточно быстро, спустя 5 сезонов и 62 серии. Хотя некоторые сливки канал AMC (ответственный, кстати, за «Ходячих мертвецов») все же решил снять, запустив в 2015 году спин-офф «Лучше звоните Солу», посвященный Солу Гудману и являющийся приквелом «Во все тяжкие».
На слова сэра Хопкинса, кстати, лучше не обращать особого внимания. Во-первых, ожидая от сериала слишком многого, легко разочароваться. А во-вторых, несмотря на действительно выдающуюся работу съемочной группы, это ни в коем случае не лучший сериал в мире. Он просто очень, очень, очень хороший. Возможно, один из лучших. Так что его непременно нужно посмотреть - и помнить, что самый смак начнется лишь с третьего сезона.
Пожалуй, главная прелесть шоу все-таки не в нагнетаемом напряжении вокруг Уолтера Уйата, а в том насколько незаметно и естественно происходит его превращение из затюканного подкаблучника в такого же человека, через трупы которых он привык спокойно перешагивать, чувствуя собственное моральное превосходство. Конечно, убийцы детей достойны презрения и смерти, но если ты пускаешься во все тяжкие, не упусти момент, когда сам начнешь оправдывать гибель ребенка банальными словами: "Я делаю это ради своей семьи".
Игорь Талалаев