ЛОНДОНСКИЕ КАНИКУЛЫ (A ROYAL NIGHT OUT)
2015, Великобритания, 97 мин.
Жанр: комедия, мелодрама
Режиссер: Джулиан Джаррольд
В ролях: Эмили Уотсон, Бел Паули, Сара Гадон, Джек Рейнор, Руперт Эверетт, Роджер Аллам
День 8 мая 1945 года в Европе ознаменовался масштабными народными гуляниями – все праздновали окончание Второй мировой войны. Акт о капитуляции Германии подписан, впереди новая эра светлого мира, и пока простые люди радуются долгожданной передышке, в Букингемском дворце готовятся к очередному напряженному рабочему дню. Девятнадцатилетнюю Элизабет младшая сестра Маргарет зовет в кабинет к родителям – там уже вовсю идет оглашение планов на день: прием послов, официальный ланч и репетиция торжественной речи Георга VI. Восторженная Мэгги просит разрешения отправиться вечером в город, чтобы отпраздновать победу вместе с народом Англии, но король и королева непреклонны: не подобает царственным особам разгуливать по улицам. Родители все же сдаются после натиска Элизабет, которой в будущем предстоит принять бразды правления в свои руки и которая уже сейчас начинает проявлять свою натуру, достойную трона. Но разрешение имеет суровое ограничение: юные принцессы обязаны провести несколько часов в Ритце, неустанно пожимая руки высшему сословию под бдительным контролем двух сопровождающих их охранников, и вернуться домой к часу ночи.
По историческим данным нечто подобное действительно имело место, но в реальности принцессы покинули дворец в компании нескольких слуг, друзей-ровесников, а также целого отряда офицеров. Вернулась процессия к часу ночи, но даже за такой короткий промежуток времени юные девушки успели получить свою долю впечатлений. Сама Элизабет отзывалась об этом событии одновременно с восторгом и трепетом, поскольку принцессы выезжали инкогнито и были одержимы страхом, что их узнают.
Кевин Худ и Тревор Де Силва, сценаристы "Лондонских каникул", пошли дальше и от души "пофантазировали на тему", превратив историческое свидетельство в настоящую комедию положений. В их варианте событий принцессы побывают на знаменитой Трафальгарской площади, вернутся к Букингемскому дворцу, прокатятся на баркасе по Темзе, посетят казармы Челси и даже заглянут в публичный дом в районе Сохо. Виной всему – поведение Маргарет, которую первый глоток свободы действительно опьянил (как фигурально, так и во вполне буквальном смысле). Она при первой же возможности отправляется исследовать город в компании постоянно меняющихся кавалеров. Более сдержанная и ответственная Элизабет бросается следом, совершенно не ориентируясь в лабиринте улиц, не зная к кому обратиться и к тому же не имея при себе денег. Счастливая случайность сталкивает ее с летчиком Джеком, и с этого момента погоня за младшей сестрой хотя бы приобретает намек на счастливое окончание. К слову сказать, воспитание и манеры (проявляющиеся в Элизабет за двоих, а в Маргарет словно бы совершенно отсутствующие) добавляют комического эффекта к подобного рода сценкам, но, честно признаться, прямота и достоинство «Лиззи» утомляют зрителя так же быстро, как и гулящая безудержность Маргарет, которую годы спустя будут называть "мятежной принцессой" именно за пропаганду разгульного образа жизни.
"Лондонские каникулы" ценны тем, чем обычно славятся британские фильмы: приятной актерской игрой и попаданием в роль, отличными костюмами и декорациями, а также запоминающимся юмором, который опять же по большей части работает на контрасте между королевской семьей и простыми людьми. Но в то же время попадание в известные образы не гарантирует стопроцентного зрительского удовольствия: практически все герои выглядят однобоко и не имеют никакой глубины, словно это не люди, а шахматные фигуры: король, королева, принцессы, вернувшийся с войны лётчик, сутенер (да, встретится и он), слуги, охранники, праздная толпа. У каждого своя четко оговоренная мотивация, мораль и неотступные принципы. Интерес к действиям персонажей угасает крайне быстро из-за их предсказуемости и отсутствия какой-либо "искры". Пресловутое же «дело долга и чести», которым все прикрываются как щитом, перестает работать уже на двадцатой минуте, а поведение Элизабет, которая ни на секунду не забывает, что она принцесса и должна следовать предписанному регламенту даже в самой непредвиденной обстановке, начинает утомлять и раздражать. Выделяется тут разве что Руперт Эверетт в роли короля Георга. Во всей его фигуре чувствуется сдержанное достоинство, беспокойство за будущее нации, все еще остро переживающей отголоски прошедшей войны, попытка предугадать что же будет происходить с миром дальше – с приходом новой эры, которую он фактически нарекает эрой Элизабет. В то же время в нем ярко проявляются и отеческие чувства, как ко всему королевству, так и к собственным дочерям.
К сожалению, подобных эпизодов крайне мало, большую часть хронометража занимают гуляния, захлестнувшие Лондон, а также совершенно некстати включенная в сюжет романтическая линия. История летчика Джека, а также развивающиеся на протяжении ночи отношения с «Лиззи» призваны показать столкновение взглядов разных слоев общества, их реакцию на войну и на мировую обстановку в целом, а также вызвать у зрителя хоть какой-то эмоциональный отклик. Смотрится это несколько наивно и топорно, но в целом вписывается в контекст событий по версии сценаристов «Каникул». Общий же итог все равно оказывается не более чем удовлетворительным: картина, которая, помимо комедийной составляющей, вероятно, в полной мере должна была показать всю мощь, сплоченность и величие нации, оборачивается обычной шумной и бестолковой вечеринкой по случаю празднования победы. Местами фееричной, иногда забавной и очаровательной, но по большей части все-таки затянутой и утомительной.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 18 июня