ОНО ПРИХОДИТ ЗА ТОБОЙ (IT FOLLOWS)
2014, США, 100 мин.
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл
В ролях: Майка Монро, Кейл Гилкрист, Оливия Луккарди, Лили Сепе, Дэниэл Дзоватто, Джейк Вири
Представьте, что пятничным вечером вы подцепили в баре красивую молодую особу противоположного пола, провели с ней шикарную ночь, а наутро проснулись привязанными к инвалидному креслу в полнейшем недоумении. Вашего партнера, еще вчера казавшегося самым замечательным человекм на свете, как будто подменили. Не каждый раз после бурной ночки приходится слушать невнятное бормотание о зловещем нечто, которое с этих самых пор будет вас преследовать повсюду, пока вы не «передадите эстафету» следующему бедолаге. Примерно такое же растерянное чувство было и у Джей – главной героини мистического триллера «Оно приходит за тобой». Таинственное существо, принимающее облик абсолютно разных людей (не шибко приятных, стоит признать), не отстанет от вас, пока вы не окажетесь на том свете, и если это все-таки случится, вернется к предыдущей жертве. Никто его не видит, кроме вас, и теперь вам стоит хорошенько подумать, что же делать дальше: обратиться за помощью к друзьям, попытаться убить навязчивого преследователя из папиного ружья, или же отправиться в ближайший ночной клуб.
Кажется, режиссер Дэвид Роберт Митчелл отнесся ко второй своей полнометражной работе с большой серьезностью, уделив максимум внимания каждой детали, каждой мелочи. На самом деле зрителю не показывают ничего страшного, а картина все равно пугает. Никаких тебе зомби, никаких вампиров и оборотней, демонов, ведьм и прочей мифологической ерунды. И это здорово, потому что мы вообще не подозреваем с чем имеем дело. «Оно приходит за тобой» - как глоток свежего воздуха, ведь в то время, когда большинство современных хоррор-ремесленников просто наводят шороху (и зачастую получается много шума из ничего), Митчелл грамотно нагнетает саспенс, заставляя зрителя теряться в догадках даже по окончании финальных титров и умело дозируя ужас, психологическую составляющую и различные технические приемчики. Будь-то классный саунд от Disasterpeace, или интересные операторские решения – все работает в нужном направлении (читай – на атмосферу). А главное Митчелл не боится играть со зрителем, обманывать его и держать в неведении. И зритель охотно ведется.
«Оно приходит за тобой» - как раз тот редчайший случай, когда всё великолепно на уровне идеи, и почти настолько же великолепно на уровне реализации. Фактически медитативная манера повествования идет только на пользу, и режиссер не спешит раскрывать карты, да и не факт, что раскроет. Это позволяет держать зрителя в напряжении до самой надписи «The End», вызывать искреннее сопереживание к главной героине и – самое приятное для любого любителя жанра – пугать, причем именно тогда, когда авторам этого захочется. Постановщик прекрасно чувствует меру и пугает нас ровно столько, сколько требуется. «Оно» - отличное пособие для начинающих кинематографистов, мечтающих создать что-то действительное оригинальное в жанре мистического триллера или ужасов. Ибо фильм уверенно идет собственной дорогой, лишь косвенно обращая внимание на современные тенденции в жанровом кино.
Многие задаются вопросом: что же хотел сказать автор картины на самом деле? А ведь историю можно интерпретировать по-разному и однозначного ответа здесь нет. Но в этом-то и плюс, ведь каждый сам волен выбирать, что ближе ему. Быть может, Митчелл банально захотел провести разъяснительную работу среди подростков, а возможно, решил немного покопаться не только в грязном белье, но и в головах современной молодежи. Но даже если не брать во внимание «умные» мысли, есть шанс насладиться атмосферным, стильным, леденящим душу и просто отличным мистическим триллером. Вероятно, одним из лучших за последние годы.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 25 июня