ОНО ПРИХОДИТ НОЧЬЮ (IT COMES AT NIGHT)
2017, США, 91 мин.
Жанр: триллер, драма
Режиссёр: Трей Эдвард Шульц
В ролях: Джоэл Эдгертон, Райли Кио, Кармен Эджого, Кристофер Эбботт, Келвин Харрисон
Для двадцативосьмилетнего американского постановщика Трея Эдварда Шульца постановка «Оно приходит ночью» стала вторым полнометражным фильмом в его послужном списке. Кажущаяся на первый взгляд типичным хоррором лента на поверку оказывается удачным симбиозом оригинальной семейной драмы и мрачного триллера. Тема отношений отцов и детей, мужей и жён проходила рефреном и в дебютной для Шульца «Крише». Но на этот раз акценты смещены совсем в другую сторону.
История, которую написал сам режиссёр, разворачивается в мире постапокалипсиса. Современная цивилизация пала, став жертвой неназванного вируса. Когда в стоящий на отшибе в лесной чаще дом неожиданно приходит незнакомец, жизнь Пола (Джоэл Эдгертон) и его семьи меняет привычное русло. Уилл (Кристофер Эбботт) вместе со своей женой и маленьким сыном оказывается не только гостем под крышей дома Пола, но и потенциальной угрозой, грозящей самыми печальными последствиями.
Картина Шульца – авторская работа первой выдержки. Малобюджетный ($5 млн.) фильм атмосферен и талантливо снят. Небольшой хронометраж идёт полотну на пользу: диалоги выверены и остры, действие не провисает, а саспенс умело выстроен. В истории нет ничего лишнего – она незатейлива. Но за внешней простотой скрываются хрестоматийные размышления о природе человеческого зла, свободе воли, долге и ответственности. Творящиеся вокруг ужасы – лишь фон для создания конфликтной, накалённой ситуации, когда сущность каждого героя раскрывается наиболее полно. Мечущиеся между жизнью и смертью люди, словно персонажи картины Питера Брейгеля Старшего «Триумф смерти», неприкрытая отсылка к которой есть в фильме, падут ниц пред наступающим мороком, если не найдут свет внутри себя.
Но искать отголоски света, когда вокруг непроглядная тьма – занятие не из лёгких. А найти в себе мужество верить в лучшее и, что ещё сложнее и важнее, доверять другим людям в таких – невыносимых, запредельных – условиях кажется делом фактически неосуществимым. Параноидальные мысли разрастаются, как споры, а привычные чувственные человеческие страсти в любой миг способны разрушить крепкий, казалось бы, фундамент обыкновенного маленького счастья. Лента Шульца прежде всего об этом.
Театральная по сути зарисовка отлично разыграна. Среди каста фильма особо выделяются звезда сериала «Девушки по вызову» Райли Кио, отличный актёр второго плана Джоэл Эдгертон и молодой артист Келвин Харрисон-мл. Последний играет системообразующего для сюжета героя – сына Пола Трэвиса. Его отношения с отцом и матерью, а позже – и с новоприбывшими составляют ядро истории. Неудивительно, что герой получился объёмным и запоминающимся – режиссёр вдохновлялся событиями из собственной жизни, и это очень заметно.
С другой стороны, некоторые линии картины кажутся незавершёнными. Особенно бросается в глаза обозначенная, но так и не раскрытая до конца постановщиком тема сексуального интереса Трэвиса к Ким – героине Рио. Возможно, эта линия была отсечена на этапе монтажно-тонировочных работ или, быть может, показалась создателю лишней. Как бы то ни было, такая недосказанность не идёт на пользу герметичному триллеру Шульца. Зато идёт ему на пользу игра на ожиданиях зрителя. Пресловутое Оно так ни разу и не появится в кадре. По мнению автора, то самое метафизическое зло по умолчанию таится в самих людях, способных на ужасные, ведущие к хаосу и смерти деяния.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 24 августа