$251 млн. на десятку самых кассовых картин по сравнению с $235 млн. в прошлом году не выглядит ошеломительным результатом (тем более, что доля российских лент в нем составила лишь 74 миллиона).
Дело в том, что рынок в России наконец сформировался, революционных результатов больше ждать не стоит, далее должно идти спокойное эволюционное развитие, о чем говорит и стабильно спокойный рост числа фильмов-миллионников, которых стало 130.
Свою лепту, естественно, внес и финансовый кризис.
"ИНДИАНА ДЖОНС И КОРОЛЕВСТВО ХРУСТАЛЬНОГО ЧЕРЕПА"
$17 043 000
Четвертая часть культовой франшизы получила спорные отзывы (о чем свидетельствует хотя бы заголовок нашего эпического материала в разделе "Культовое кино" - "Индиана Джонс и три с половиной фильма"), но франшиза все-таки культовая, а потому в прокатном успехе самого знаменитого археолога сомневались только безумцы и коммунисты, писавшие гневные отзывы и пытающиеся запретить прокат всего и вся. Инди постарел и ему приходится драться с находящимся на пике своей силы КГБ - для зрителей СНГ, понимающих, что серьезно относиться к франшизе не стоит, это был лишь дополнительный стимул для просмотра, ну а обижаться на карикатурную хохлушку Спалько со шпагой и в резиновых перчатках в исполнении Кейт Бланшетт могли только самые недалекие. Потому что все равно получилось обаятельно! Увы, многие поклонники старых картин приняли новую в штыки, да и в целом стоит признать, что экшн-археолог все же постарел. Но не настолько же сдал Харрисон Форд, спокойно переживающий ядерный взрыв, что выше него в топе оказался Гоша Куценко!..
"ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ 2"
$17 850 711
Появление комедийного шедевра "Любовь-морковь" в предыдущем топе на почетном 10-м месте при желании можно было списать на случайность, досадную ошибку, статистическую погрешность, непонятный эксперимент над людскими массами инопланетными масонами. Но всего год спустя семья Голубевых наносит ответный удар. И уже 9 место. И уже почти 18 миллионов долларов кассы против прошлогодних 11,5. Нет, приходится констатировать, что нашему зрителю (вернее, какой-то немаленькой его части) такое кино действительно интересно, а значит - нужно. Признавать это грустно и больно, но от фактов не спрячешься. В таким печальные моменты мы стыдимся называться журналом о кино, хочется переключиться на что-то более возвышенное - вышивку макраме, рыбалку или коллекционирование подстаканников, но "25-й кадр", стиснув зубы, продолжает движение вперед с надеждой на хороший вкус своих читателей. Давайте просто скорее перелистнем эту позорную страницу истории отечественного кинопроката. Тем более, что она далеко не последняя...
"КВАНТ МИЛОСЕРДИЯ"
$18 054 093
Если вооружиться линейкой и ставить на ней зарубки каждый раз, когда на экране диалоговая сцена сменяет файтинговую, то очень скоро можно практически безошибочно спрогнозировать схему всего сценария, педантично чередующего боевые эпизоды со спокойными ровно для того, чтобы зритель слегка перевел дух. К сожалению, Марку Форстеру не удалось то, что в 2006 провернул Мартин Кэмпбелл - его Бонд уверенно держится на драйвовых рельсах, раскидывая противников пачками, но почти совсем потерял джентльменский лоск, выгодно отличающий его от агентов из конкурирующих франшиз. Однако же, у фильма есть и достоинства - широкая география съемок, красочные эпизоды, да и Крэйг в роли агента 007 смотрится, как в дорогом костюме, сшитом на заказ. А недостатки (отсутствие фразы "Бонд. Джеймс Бонд" и Куриленко, которая не переспала со шпионом) оказались не столь фатальны, чтобы помешать успешному выступлению на международной арене - $586 млн. итоговой кассы лишь на 8 млн. уступают показателям "Казино Рояль".
"КУНГ-ФУ ПАНДА"
$20 879 000
"Просто зверей" расторопно окучил "Мадагаскар", за что и пожинает богатые урожаи. Сказочные персонажи - за "Шреком", первобытная живность – за "Ледниковым периодом"... Впрочем, и экзотику при некоторой сноровке шерстить легко и приятно, как показывает "Кунг-Фу Панда", убедительно и с хорошим приварком закрывающая китайскую тему. Да так лихо, что сами китайцы хватаются за головы и вопрошают (на китайском): "Почемы мы сами не сделали то, что получилось у этих *@%^$@# (непереводимая китайская игра слов) американцев?" Позже Поднебесная оклемается и выпустит то, что у нее пока получается лучше всего - малобюджетный клон "Панды", но это уже другая история. Нас интересует та, где Джек Блэк идеально подходит на озвучку экшн-героя. Одно это уже говорит о комедийном потенциале сабжа, а ведь кроме приятного юмора здесь есть весьма и весьма нестыдная экшн-составляющая, заставляющая вспомнить старые фильмы с Джеки Чаном. В России Панду озвучил совершенно не подходящий по комплекции Михаил Галустян, чей голос, впрочем, оставляет приятное впечатление.
"ХЭНКОК"
$25 983 000
Американские супергерои прописались в кинематографе всерьез и надолго, им уже мало лишь проката США, подавай кассовые рекорды и других стран. Хорошо это или плохо - тема для отдельного судебного разбирательства, но вот Хэнкок точно будет проходить по разряду смягчающих обстоятельств, ведь вечно похмельный и неуклюжий Супермен (а именно таковым и предстает перед нами Уилл Смит) определенно заслуживает похвалы хотя бы за свою оригинальность, высмеивая многие комикс-штампы, типа целых кварталов, разрушенных в ходе боев. К сожалению, из разухабистой комедии "Хэнкок" в середине мутирует в мелодраму, в результате чего любители чувственных переживаний не успевают "разогреться", а любители поймать "ха-ха" скучают. Жаль, потенциал у фильма был, да и в целом он совсем не плох, вот только реклама настойчиво продавала зрителю чистокровный комедийный блокбастер, а это уже немножко обман.
"ОСОБО ОПАСЕН"
$26 388 590
Не ставший открытием, но вполне сносно выступивший в американском прокате "Особо опасен" был просто обязан "выстрелить" в Матушке-России. Все-таки в режиссерском кресле солидного голливудского проекта расселся земляк Тимур Бекмамбетов, а такое, согласитесь, не часто увидишь. Тем более, что в актерской команде подобрались не два покалеченных урода, а Джеймс МакЭвой, Анджелина Джоли и Морган Фриман. Да еще Константин Хабенский в виде вишенки, понятной только нашим. Бекмамбетов проследил за отличной локализацией фильма на русский язык, даже все трейлеры выглядели так, будто перед нами продукт не США-Германии, но и России (русские буквы клавиатуры, русские слова на экране банкомата, русский Сергей Безруков, озвучивающий главного героя... бррр). Фильм занял солидное пятое место в топе, но оказался довольно проходным блокбастером. Хотя поклонникам комикс-первоисточника есть что сказать Тимуру, ведь от сюжета Марка Миллара остались чуть ли не только одни имена персонажей.
"САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ"
$27 587 835
Пожалуй, самая позорная иллюстрация силы человеческого любопытства, разгоряченного лейблом «Comedy» на постере; пример самой вопиющей диспропорции между коммерческим успехом картины и ее художественными качествами. Сперва наивный зритель просто хотел узнать, на что способны труженики русского стэнд-апа в кино, внутренне надеясь получить современную инкарнацию советских комедий; вместо чего очутился один на один со скорбной голой задницей Игоря Юрьевича Харламова во весь экран. Потоки брани покидавших сеанс бедолаг парадоксально вызвали резкий интерес к фильму даже у тех, кто прежде никогда не знал прелестей кинозального сумрака. "СЛФ", по сути, открыл особый жанр русского кино – замешанная на пиаре и медийных лицах тюря из всего, что есть в холодильнике. Жанр этот, к счастью, быстро исчерпывает себя: дальнейшая маргинальщина, сработанная по той же рецептуре, в том числе и сиквел "…лучшего…", в каждом своем новом демоническом явлении вызывает у общественности все больше скепсиса и приносит все более скромную кассу (остающуюся, впрочем, на стабильно привлекательном уровне).
"МУМИЯ: ГРОБНИЦА ИМПЕРАТОРА ДРАКОНОВ"
$27 790 000
Трудно внятно объяснить, почему из всего могучего сонма блокбастеров в рейтинг пролезла именно третья "Мумия", а не какой-нибудь "Железный человек" или "Темный рыцарь". Секрет, видимо, в странной популярности в России оригинальной дилогии с Бренданом Фрейзером и Рэйчел Вайс, размашистого мистико-авантюрного балагана со зловещими мумиями, с шумом прокатившегося по экранам еще на рубеже веков. Дети, проникшиеся тогда духом приключенческой экзотики, к 2008-му году выросли, и возвращение франшизы на китайских мотивах было для них сродни приезду полузабытого доброго дядюшки, водившего когда-то в цирк и зоопарк. А своевременный выход «Гробницы» в разгар летних каникул в статусе качественного семейного развлекалова окончательно упрочил ее кассовый успех; и тут уже не имело никакого значения, что третья часть серии, выполненная совершенно другой съемочной командой, предсказуемо оказалась благоглупостной, прилизанной и проходной.
"АДМИРАЛЪ"
$34 518 207
А вот однозначно поставить на успех «Адмирала» до премьеры было сложно, все-таки отсутствовал даже формальный, календарный повод вспоминать о Колчаке. Продюсерский биокупол Эрнста, окруживший фильм, работал в полную мощь, жужжа и посверкивая от пиар-напряжения, с расчетом, очевидно, на инерцию зрительского внимания к триумвирату Хабенского, Безрукова и Боярской после второй "Иронии судьбы", да и вообще повышенную лояльность к проектам Первого канала. Главное, что удалось "Адмиралу", – так это поднять столбы пыли в медиапространстве, вызвав возмущенный кашель у профессиональных историков и творческую горячку у журналистов всех мастей, с азартом принявшихся писать свои, "правдивые" портреты полузабытого героя (а ведь это удача – найти в русской истории серьезную фигуру, о которой еще не все сказано, и о которой, что еще важнее, хотят слушать). До пошлости романтизированный, взятый прямиком из дамского романа образ белого адмирала был поражен сотнями критических стрел и зацелован тысячами тонко чувствующих барышень. Все они платили за билет.
"МАДАГАСКАР 2"
$40 665 152
Мультфильмы с некоторых пор стали универсальным оружием, приспособленным для массового поражения любых киноаудиторных целей: хоть молодежных компаний, хоть семей с детьми, хоть влюбленных парочек. За основу берутся симпатичные антропоморфы с выпуклыми характерами (к использованию рекомендуются Хороший Парень, Душа Компании, Ботаник и Чудила; также обязательно наличие пары-тройки отвязных сумасбродов на вторых ролях) и далее неторопливо проводятся из пункта А в пункт B (в сиквеле – из B в A с остановкой в C), с неизбежной финальной моралью про силу дружбы. Несложный, но гарантированно работающий юмор генерируется автоматически, остается лишь добавить по вкусу высоколобых цитат из любимого артхауса режиссера, непонятных никому, кроме двух с половиной заходящихся в экстазе критиков; да пару раз включить карикатурный слоу-мо, чтобы и прочие эстеты могли честно гыгыкнуть и подумать о себе лестное. Правда, в подобном мультпродакшне есть одна проблема, на стадии концепции: все очевидные ниши уже вроде как заняты.
Игорь Талалаев,
Георгий Ковалев
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<