ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЧЕТВЕРКА (FANTASTIC FOUR)
2015, США-Великобритания, 100 мин.
Жанр: фантастика, боевик, приключения
Режиссер: Джош Транк
В ролях: Майлз Теллер, Майкл Б. Джордан, Кейт Мара, Джейми Белл, Тоби Кеббелл
Начать хочется с того, что не так страшен черт, как его малюют. Такое обилие желчи и словесного поноса в сторону фильма со стороны критиков и зрителей скорее зарождение нового тренда в СМИ, нежели справедливое уничижение картины средней паршивости. Сразу надо уточнить, что ребут «Фантастической четверки» – все равно слабое и пустое произведение, даже в сравнении с предыдущей попыткой оживить знаменитую команду героев со страниц комиксов. Ведь если дилогия Тима Стори страдала высоким градусом наивности и наигранности, при этом обладая стопроцентным попаданием с актерским составом и большим уважением к первоисточнику, то в новой версии плохо практически все. И тотальный мискастинг, на который приходилось большинство гневных жалоб с самого зарождения проекта – меньшая из проблем фильма Джоша Транка. Хотя словосочетание «фильм Джоша Транка» крайне спорно, при том что режиссер был отстранен от проекта до его завершения, а прямо перед премьерой и вовсе отрекся от кинопрокатной версии картины, возлагая всю ответственность за назревающий километровыми волнами кала провал на продюсеров. Как же все-таки удобно, если не брать в расчет, что Транк после своих выходок лишился кресла постановщика спин-оффа «Звездных войн», да и вообще вряд ли мы уже когда-либо услышим это имя вкупе с каким-нибудь мало-мальски громким проектом.
Но забудем про горе-режиссера и вернемся непосредственно к ленте. Хотя вставить вместо нижеследующего текста какой-нибудь рецепт приготовления плова было бы куда полезней и продуктивней для вас, но как хотите. Действие фильма в первой половине довольно размеренно, несмотря на аляповатую выстроенность сцен и некую халтурность постановки. Все смотрится терпимо, пока не осознаешь, что до титров осталось минут 20. А ничего интересного и важного для сюжета, кроме факта превращения четырех шкетов в супершкетов, так и не произошло. Причем затянутая завязка никак не помогает раскрыть хотя бы ключевых персонажей: герои остаются плоскими, их характеры зритель может додумывать, полагаясь на комиксы и небольшой флэшбэк в начале. Но этого катастрофически мало, и все основное время уходит на какие-то странные диалоги, эпизод с напившимися ботанами, надевание темных очков и затыкание ушей. И ближе к занавесу фильм неожиданно ускоряется, продолжая спотыкаться и вмещая в жалкие остатки хронометража первое появление злодея, его ловкий и полный смысла (на самом деле нет) маневр по уничтожению мира и, собственно, главную экшн-сцену. По совместительству практически единственную.
Причина награждать антагониста каким-то странным набором способностей, не имеющих никакого отношения к силам Дума из комиксов, не обоснована абсолютно: сценаристы, по сути, наделили его божественным даром, которым он нескромно пользуется ровно до того момента, как сталкивается с Четверкой. Злодей тут же включает идиота и начинает бросаться в героев камнями, хотя способен запекать мозг в попкорн, не вынимая из черепушки противника. Оттого еще более беспомощно выглядит подобие финальной битвы, где разговоры о том, что «Мы сильнее вместе» остаются разговорами, ну а неонового манекена, который там за главглада, наибанальнейшим образом сливают. Но главный упрек кроется в абсолютной незрелищности как этой конкретной сцены, так и собственно всей картины. Хочется уподобиться зловнюку из ленты и начать бросаться камнями в сценаристов, продюсеров, актеров и специалистов по визуальным эффектам. Последние, кстати, местами качеством уступают даже первой «Фантастической четверке», которой стукнуло, на минуточку, уже десять лет.
Печально, что жадность и нежелание расставаться с правами на персонажей побудили боссов студии Fox на выпуск такого совершенно сырого и безвкусного продукта. Однако это, вопреки всеобщему хайпу, все-таки не худший фильм в истории и даже не худшая экранизация комиксов. И все же он до неприличия плохой. Перефразируя одну из цитат картины: это кино убивает мозг.
Егор Пичугов
В кинотеатрах с 20 августа