Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / КиноТопы / Топ-10 самых кассовых фильмов в российском прокате за 2009 год
Автор: И. Талалаев, Г. КовалевДата: 26.08.2015 17:09
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (2)
В 2009 году следить за бокс-офисом в России стали все, от мала до велика, даже те, кто и слова-то такого "бокс-офис" ранее не слышал. Дело, разумеется, в "Аватаре".


Шутка ли, почти $120 млн. сборов пришлось только на фильм Кэмерона. Первый случай в России, когда один фильм смог взять девятизначную сумму. Держа в уме феноменальный результат "Аватара" число в $328 млн. общей кассы на топ-10 не выглядит чем-то выдающимся. И лишь $54 млн. из них собрали российские фильмы, но это жалости не вызывает, ибо данные экземпляры были недостойны даже сей скорбной участи.

В результате громоподобной поступи "Аватара" по нашим кинозалам, люди стали обращать чуть меньше внимания на другие картины - лишь 121 фильм (против 130 в прошлом году) смог похвастаться сборами более $1 млн.



"ТАРАС БУЛЬБА"
$17 040 803

Ленту Владимира Бортко очень легко ругать. За схватки, настолько карикатурные, насколько это только возможно. За то, что покусился на святое - Николая нашего Гоголя. За то, что Боярский так и не крикнул "Тысяча чертей!" в конце концов. Но уважать можно за один только факт, что славяне (Россия, Украина, Польша) как-то объединились и замахнулись на серьезное историческое кино - да не на тему вдоль и поперек разведанной Великой Отечественной, а копнули поглубже, соорудив даже какие никакие доспехи и прочий реквизит. Отдельных реверансов достоин Богдан Ступка, превосходно исполнивший заглавную роль. Но, объективно говоря, даже если бы все остальные компоненты фильма оказались на том же высоком уровне, что и игра Ступки, "Тарас Бульба" едва ли окупил бы свой огромный 15,7-миллионный бюджет. Зато обошел в прокате четвертый "Форсаж", четвертый "Пункт назначения" и четвертого "Терминатора". Но вряд ли продюсерам от этого легче.





"КАНИКУЛЫ СТРОГОГО РЕЖИМА"
$17 566 040

Сергей Безруков - поистине универсальный актер. Он способен корчить злые рожи ("Бригада"), плюхнуться мордой в салат ("Ирония судьбы. Продолжение"), изобразить Есенина ("Есенин"), Пушкина ("Пушкин: Последняя дуэль"), читать Гоголя ("Тарас Бульба")... Естественным выглядит его выбор комедийного жанра - на этой целине еще осталось что доказывать себе самому и окружающим. Но с "Каникулами строгого режима" случилось страшное. Нет, они вовсе не оказались тупой и пошлой комедией для самых примитивных попкорножующих. Это легкий, простой, добрый фильм, который не хочется ни особо ругать, ни особо хвалить. Так в чем же проблема? В том, что он не смешной, но при этом получил довольно впечатляющие сборы и неплохие оценки зрителей, некоторые из которых все же чувствовали подвох и выгораживали ленту. Мол, ничего страшного, что не смешно, зато гуманистический посыл есть. Простите, но нам при просмотре комедии все-таки хочется смеяться, а посыл - дело уже десятое.





"ТРАНСФОРМЕРЫ: МЕСТЬ ПАДШИХ"
$18 170 854

Майкл Бэй, столь успешно (чтобы не сказать триумфально) заложивший основу для новой кинофраншизы, поступил вполне естественно и решил не перекладывать ответственность за ее развитие на другого человека, самолично сняв продолжение. Любопытно, что эту отмазку он будет использовать еще не раз. Ровно как и обещания сделать фильм серьезнее и драматичнее. Впрочем, не уверены, что фантастическому блокбастеру, столь обильно приправленному юмором, необходима серьезность - в конце концов посмеяться зритель тоже любит. Но вот стремительно поглупевший сценарий (при том, что и первый-то не казался эталоном мудрости!) сиквелу явно не пошел на пользу. Поток шуток не увеличился, но теперь они оказались рассчитаны либо на откровенных имбецилов, либо на детей младшего школьного возраста. Как будто этого было мало - в сюжет включили полоумных автоботов-близнецов, от одного вида которых хотелось спрятать голову в ведерке с попкорном и больше не высовываться до финальных титров. Итог - недовольный ропот зрителей (в России публика, кстати, оказалась благосклоннее, чем в США), разгромные оценки критиков и... существенное увеличение кассовых сборов!





"СУМЕРКИ. САГА. НОВОЛУНИЕ"
$18 726 908

Сумеркомания в 2009 году вошла в зенит, а общемировой тренд благополучно достиг российских зрителей. Тех самых, чьих суммарных усилий еще год назад не хватило на то, чтобы фильм оказался в десятке самых кассовых. Теперь они пожинали плоды и могли собой гордиться - ведь им удалось обойти даже "Трансформеров" и лишь чуть-чуть уступить куда более разрекламированному "Гарри Поттеру". Сиквел придал обсуждению личной жизни приснопамятной Беллы новый стимул, выведя на сцену индейца-оборотня, который не знает, что такое футболки и рубашки. Если раньше некрасивые старшеклассницы и прочие сильные независимые женщины хоть немного спорили о художественных достоинствах ленты, то теперь обсуждения стали примитивнее, но от того более яростными: одни предпочитали дохлого (в плане мускулатуры и бледности) вампира, храня верность первой любви Беллы, вторые резко отдали симпатии кубикам пресса волчонка. Мужская же часть аудитории, затянутая в кинозалы решительными барышнями, в недоумении топила рейтинг фильма низкими оценками, а после ловила удовольствие от срачей на форумах. Срачи уже давно прошли, а вот рейтинг остался. В итоге выиграли все же мужчины. И, конечно, продюсеры, собравшие $709 млн. при 50-миллионном бюджете.





"ГАРРИ ПОТТЕР И ПРИНЦ-ПОЛУКРОВКА"
$18 753 368

Трудно сказать что-то про нового Гарри Поттера, ведь тут годятся все те же слова, что пошли на описание кассовых достижений предыдущих частей, каждая из которых неизбежно попадала под прицел нашего топа. Столь стабильный интерес зрителей к франшизе - дело похвальное, но едва ли достойное того, чтобы вновь и вновь разжевывать секрет успеха. К тому же, будем откровенны, даже сними очередной режиссер распоследний мусор, он бы все равно окупился в прокате. Так что давайте сделаем вид, что не замечаем Мальчика-Который-Выжил, превратим его в Мальчика-Которому-Зарезервировано-Место-В-Топе и просто подождем, когда же он это самое место наконец уступит - сериал-то не бесконечный.





"ЧЕРНАЯ МОЛНИЯ"
$19 680 848

С некоторых пор имя Тимура Бекмамбетова стало для отечественного зрителя гарантом качественного зрелища, даже если оно значится на постере фильма лишь в качестве продюсера. "Черная молния" была темной лошадкой - фантастику у нас снимать вообще не очень любят (читай - не умеют), а уж супергероическую - тем более. На ум приходит лишь "Меченосец", наш ответ Росомахе, но тот дикий ужас собрал в прокате даже меньше пяти миллионов долларов, которые ушли на его съемки. "Молния" же могла похвастаться бюджетом уже в $8 млн. и, как видите, расходы окупила сполна. Этот ввторичный с точки зрения сюжета фильм трудно хвалить, но создателей стоит поздравить хотя бы с тем, что они не испугались множества сцен со спецэффектами и в целом выдали достойное развлекательное зрелище, доказав, что и в России можно снимать не только унылую философщину с длинными статичными кадрами и отсутствием всякой динамики. Такие фильмы для индустрии все же нужны, тем более успешные в финансовом плане, но пересматривать их почему-то не тянет...





"ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ"
$21 838 109

Федора Бондарчука в какой-то момент даже начинаешь жалеть. Вбухать рекордные $36,6 млн. в один фильм, для надежности разбить его на две части и... все равно пролететь. Причем, видно, что человек-то старался. Взял кучу звезд, построил множество декораций, вложился в дизайн... вот только про вменяемый сценарий забыл. И звезды халтурили. Да и дизайн местами вызывал недоумение, хотя выглядел достаточно самобытно. Фильм оказался подвергнут чуть ли не всенародному осмеянию - досталось всем: от главного героя с художественной завивкой и отсутствием даже зачатков актерской игры до фанерных розовых танков. С такими проблемами лента была бы обречена стать набором мемов, даже имей она крепкую историю, но она рассыпалась на отдельные псевдо-стильные фрагменты, которые, однако пришли посмотреть в кинотеатры аж 3,7 миллиона человек (из которых рискнули посмотреть продолжение менее половины). Зато Бондарчук твердо усвоил урок: если пытаешься снять фильм, в которои форма явно преобладает над содержание, то хотя бы позаботься о том, чтобы эта форма не вызывала нервный смех у зрителя. А то сейчас кроме розовых танков в "Обитаемом острове" и вспомнить нечего.




"2012"
$36 626 308

Тайная детская мечта всякого благовоспитанного джентльмена – чтобы конец света уже когда-нибудь наступил, и в его эпицентре нашлась бы пара минут, чтобы спокойно открыть бутылочку темного и вслушаться в каждый вопль и грохот симфонии тотальной деструкции. «2012» – это уютный, цивилизованный, умиротворяющий в своем сладком дебилизме армагеддон для всей семьи (папа, а это и есть Большой Пи**ец, о котором ты все время говоришь?). Это аутотренинг с многократным повторением мантры «мы все умрем», странным образом примиряющей с окружающей действительностью. Это, наконец, удовлетворяющий нездоровое любопытство к пророчествам майя гороскоп на 14 декабря 2012 г.: «каким же оно все-таки будет, это чудесное светопреставление, и что лучше надеть в такой важный день Вашей жизни?». Ответ Эммериха: одевайтесь как угодно, но подгузники лучше оставить дома.




"ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД 3: ЭРА ДИНОЗАВРОВ"
$44 619 281

Мультблокбастер как жанр вырос из жилетки Шрэка, но и на примере «Ледникового периода» можно отследить эволюцию его приводных мощностей и коммерческого потенциала. Интересно, что в США все три части принесли приблизительно одни и те же деньги, а вот по остальному миру (в том числе и в России) касса каждый раз почти удваивалась, то есть рифма «мультфильм-мейнстрим» к концу десятилетия звучит отчетливо на всех языках. Успех «Эры динозавров» объясняется еще и стремительным ростом 3D-формата. А сценарный инструментарий серии, тем временем, безнадежно стареет: оригинальный «Период» задал золотой стандарт, по которому разнохарактерные центральные образы дополняются нескучной для взрослых эксцентрикой в эпизодах, и при этом со вкусом рассказывал неглупую историю в традициях «Короля Льва». Третья часть, дожулькивающая старых добрых героев до состояния серой кашицы, выродилась в красочный детсадовский утренник с картонными декорациями и чтением ролей с выражением. Что ж, зато ближе к аудитории.




"АВАТАР"
$119 903 638

Гигантизм «Аватара» – он непобедим, он ненасытен, он способен вызвать неуют даже у Валуева. Цунами, Колосс, Эверест: ни одна из метафор огромности и всеподавления не будет достаточно адекватной для описания этого чудища. Все это звучит столь же самоочевидно, как признание ослепительности солнца, столь же комично, как восхищение пигмея десятифутовым циклопом, глубоко безразличным к писку биомассы под ногами. Да, «Аватар» стал первым (и единственным на среднесрочную перспективу) российским стомиллионником, предварительно взяв этот рубеж еще в четырех странах помимо США. Всего лишь один из множества его заурядных рекордов.

Пожалуй, единственное, что все еще поражает – вот ЧЕМ Кэмэрон сумел заинтересовать простую российскую пенсионерку (все видели одну такую на своем сеансе, с ворчаньем и недоверчивостью примеряющую трехмерные очки). Если попытаться охарактеризовать «Аватар» с точки зрения его аудитории, то – уникальный случай – слова «мейнстрим» будет недостаточно. Это мейнстрим в квадрате, кино всех фронтов, кино, замахнувшееся на синонимичность самому понятию «фильм» (как ксерокс для копировальных аппаратов и джип для внедорожников).

Даже дикторам вечерних теленовостей пришлось научиться выговаривать звонкое слово «бокс-офис» (тренируя мимику скороговорками вроде «рекорд уик-энда»); регулярные извещения о динамике сборов «Аватара» напоминали то ли военные сводки, то ли хронику марафонского забега. Еще никогда деньги в карманах киносъемщиков и прокатчиков не подсчитывались с таким возбужденным общественным интересом.

Игорь Талалаев,
Георгий Ковалев


>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<
Нравится
2. Игорь Талалаев 04.09.2015 10:54
"Ирония судьбы" вышла в 2007 году, там она и заняла свое законное место: http://www.25-k.com/page-id-3902.html ;)
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 592 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio