Суммарный результат топ-10 идентичен прошлогоднему - вновь $378 млн., но на этот раз в лидерах - российские фильмы (всего их 3) с общей кассой в $119 млн., что является новым рекордом.
Совсем другое дело, что не все наше кино, пробившееся в десятку, на самом деле достойно похвалы, ну да это вечная беда любых кассовых топов.
Количество лент, собравших не менее одного миллиона вновь сократилось - до 141, зато их прибыльность в общем и целом растет (спасибо инфляции и новым мультиплексам) - любой из топ-40 в одиночку собирает кассу, которую в каком-нибудь 2000 году имел весь (!) национальный прокат.
"ЛЕГЕНДА №17"
$29 523 237
Николай Лебедев в 2006 году отметился совершенно отвратительным во всех отношения первым славянским фэнтези "Волкодав из рода Серых Псов", парадоксальным образом одним фактом своего существования закрывшим тему славянского фэнтези. И вот, спустя 7 лет, он наносит ответный удар! И доказывает, что все-таки не зря разгневанные зрители оставили его в живых. Потому что байопик о Валерии Харламове удался - и не только с кассовой стороны, но и - что куда более важно - с качественной. Спортивными драмами российский кинематограф своего зрителя не балует, а потому уже в первый уик-энд в кинотеатры набилось более миллиона человек. Что характерно, все они платили за билеты - примерно по 250 рублей в среднем. Данила Козловский утвердился в статусе russian super star и теперь светит своим лицом с каждого второго постера, но это малая цена за возможность полюбоваться на жизненные повороты одного из величайших хоккеистов всех времен. Пусть даже некоторые из этих поворотов и были скорректированы в угоду динамичности и драматичности сюжета.
"ЖИЗНЬ ПИ"
$30 228 172
После выхода "Жизни Пи" Энг Ли окончательно утвердился в роли весьма титулованного постановщика. Если раньше его "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" взял "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке, а режиссерскую статуэтку он получил за "Горбатую гору", то теперь к ним присоединилась вторая именная. Многие ли могут похвастаться сразу двумя золотыми болванчиками за режиссуру? И ведь нельзя сказать, что "Жизнь Пи" не достойна, напротив. Это отличный фильм с яркими образами, нетривиальной историей и в очень (очень!) красивой обертке. Возможно, эта "обертка" и не перевешивает вклад в картину режиссера, оператора или композитора, но уж как минимум подчеркивает их. А кто-то скажет, что без впечатляющих спецэффектов лента и вовсе была бы невозможна. Тем обиднее, что компания, подарившая зрителю эту прекрасную (и печальную) сказку (и не сказку вовсе) буквально сразу после премьеры разорилась. "Оскар" получили банкроты - мастера, оказавшиеся на улице... Но вернемся к кассовой стороне вопроса. $30 млн. - весьма солидный показатель для России, но создатели вправе были рассчитывать и на большее - ведь свыше половины этой суммы зритель принес еще в первый уик-энд проката.
"ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ"
$33 771 696
Отмеченный американскими киноакадемиками аж в двух номинациях мультфильм, пожалуй, порадовал Дисней в первую очередь все же своей живучестью в прокате и солидным кушем, попавшим в карманы боссов компании. 400 миллионов в одних только США + 873 миллиона в мире (включая 33 - из российских кошельков)! 1,27 миллиарда долларов - впечатляющая сумма для мультфильма, который к тому же не является продолжением какой-нибудь успешной франшизы. Шуток в нем, кажется, меньше, чем песен, но маленькие зрители все равно были очарованы - как печальной историей двух сестер, так и притягательным зимним антуражем. Сказка просто не могла не "выстрелить" под Рождество - и она "выстрелила", побив все прогнозы кассовых сборов. Зритель доказал, что способен смотреть не только на говорящих зверей, но и на классическую сказку Ганса Христиана Андерсена. А режиссеры Крис Бак и Дженнифер Ли - что Дисней не зря поверил в проект и не поставил на нем крест после 11 лет разработки.
"ФОРСАЖ 6"
$34 289 052
По сравнению с версией 2011 года, новая получила в России на $5 млн. больше, а вообще в мире приключения Доминика Торетто и его команды взяли аж на 160 миллионов сверх и без того нестыдной выручки пятой части. Шестая порция ничем принципиально не отличалась от пятой - те же лица по обе стороны баррикад, на сцену лишь добавили еще одну команду лихих парней, на этот раз однозначных плохишей. Но зрители (а в их числе почти пять миллионов россиян) вовсе и не ждали сюрпризов, они платили деньги, чтобы еще раз посмотреть на знакомую лысину и еще более быстрые тачки. Трейлер вдохновлял видами танка, сминающего раритетные авто в лепешки, - и танк действительно занимал видное место в фильм, но на этом креатив авторов не закончился. Что касается автомобильного экшна и безумных трюков - франшиза поднялась на какую-то просто недосягаемую высоту, перейдя из разряда фильмов про гонки и перестрелки в околофантастический жанр. И это даже хорошо, потому что в следующей, седьмой части Джеймс Ван не смог удержать в шаге от безумия, где замер Джастин Лин. Но плюсы, минусы и потрясающие кассовые результаты "Форсажа 7" - все-таки тема для отдельного разговора.
"ГАДКИЙ Я 2"
$34 905 825
Несмотря на простой слоган "More minions. More despicable", постановщики Пьер Коффан и Крис Рено смогли соответствовать ему лишь наполовину. Миньонов в мультике действительно немало. А вот "гадства" стало даже меньше, чем в первой части, которая, напомним, страдала как раз от ванильной слащавости, которую привнесли в злодейскую жизнь Грю девочки-сироты. В сиквеле сценаристы решили не останавливаться на полумерах и окончательно слить обаятельного лысого злюку, подсунув ему еще и любовь всей его жизни и растоптав остатки негативного ореола, оставшиеся у персонажа. Противостояние злодеев? Вчерашний день. Теперь хорошие сражаются с плохими. Не беда, что зритель видел все это сотни раз, ведь - сюрприз! - теперь это еще более семейный мультфильм. О, и такое было сотни раз? Сценаристам плевать. Даже главгад фильма получил лишь одну коротенькую яркую сцену (обмотанный взрывчаткой, верхом на акуле прыгнул в жерло вулкана) и не идет ни в какое сравнение с персонажем Джейсона Сигела из первой части. Но это все наше брюзжание, а вот $970 млн. общих кассовых сборов (при бюджете в 76!) явно говорят, что франшиза развивается в верном направлении. Но уж мы-то последующие части спонсировать не намерены, извините.
"ТОР 2: ЦАРСТВО ТЬМЫ"
$35 835 927
Комикс-экранизации окончательно прижились на нашем рынке - Marvel штампует все больше фильмов, умудряясь при этом поддерживать определенный уровень качества и постоянно увеличивая прибыль. Второе сольное пришествие Тора обзавелось 20-миллионной прибавкой к бюджету и почти 200-миллионной - к сборам (около 645 в тотале). На родине медведей и балалаек скандинавскому богу тоже улыбнулась удача - прибыль с кинотеатров фактически удвоилась, позволив ленте пробиться в наш топ-5. Алан Тейлор просто идеально сменил в режиссерском кресле Кеннета Брану, но не в том смысле, что смог на голову превзойти своего предшественника. Просто смены постановщиков будто никто и не заметил. Это толком не сказалось на оценках зрителей или критиков, что было предсказуемо - Крис Хемсворт, его бицепсы и куча спецэффектов ведь все равно никуда не делись. А вот Натали Портман, занимающая не последнее место в красивом видеоряде, подумывала покинуть проект из-за того, что фильм не смогла снять Пэтти Дженкинс, но оказалась связана по рукам и ногам контрактом. Хорошая все-таки штука - эти контракты!
"ЁЛКИ 3"
$38 067 427
Четвертое место занимает самый малобюджетный фильм десятки - на съемки "Ёлки 3" ушло всего $5 млн.! Что совершенно закономерно - не нужно тратить баснословные деньги, чтобы поставить перед камерой Светлакова с Ургантом, опять заманить Куценко и еще несколько звезд калибром поменьше. Над сценарием тоже особо заморачиваться не надо - достаточно скрепить малочисленные гэги условным "бумерангом добра" (кстати, и мораль у фильма готова - не надо искать!). И вот уже благодарные зрители несут в кассу 38 миллионов долларов! Не сразу, конечно, частями. Не очень удобно, ну да ладно. "Елочная" франшиза приелась населению, но не настолько, чтобы вовсе от нее отказаться - теперь это салат оливье, дикой любви к которому никто не испытывает, зато весьма органично смотрится на любом новогоднем столе. До "Иронии судьбы" еще бесконечно далеко, но у Тимура Бекмамбетова вовсе не стоит цели снять вневременной шедевр - достаточно наладить производство прибыльных фильмов. Помните, ведь когда-то у нас были проблемы даже с этим! Значит, идем на поправку. Зритель готов платить за российское кино - уже хорошо.
"ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК 3"
$44 507 708
5 227 632 зрителей
На третьем месте нашего топа символично разместился фильм с цифрой 3 в названии. Постойте, - скажут самые внимательные, - но ведь на четвертом месте тоже цифра 3 в названии, и какой же здесь символизм? А никакого, - ответим мы самым внимательным, - не мешайте выдумывать хоть что-то новое в описании фильма, который и так почти все смотрели и прекрасно знают. "Железный человек" есть "Железный человек". Идеальный кинокомикс с правильным балансом экшна и юмора и отличными актерскими работами. На этот раз Джон Фавро уступил режиссуру Шейну Блэку, ограничившись лишь привычной ролью водителя Тони Старка, и откровенно кайфовал от всего происходящего на съемочной площадке, т.к. больше не нес за это никакой ответственности. Очень дельный подход, кстати. А триквел выглядит так, будто его снимали совершенно не напрягаясь (в хорошем смысле) - легко, свежо, с обильным дуракавалянием даже в тех местах, где, казалось бы, нужно нагнать драмы. Завершение трилогии не выглядит прорывом, но мировые кассовые сборы просто удивительны: вторая часть собрала $623 млн., а третья практически удвоила эту цифру. Понятно, почему боссы Marvel не жалеют денег на гонорары Роберта Дауни мл.
"ХОББИТ: ПУСТОШЬ СМАУГА"
$44 946 959
Вполне естественно, что вторая часть "Хоббита" привлекла в кинотеатры меньше людей, чем первая. Обычно сиквел собирает больше оригинала, но только в том случае, если речь идет о старте новой франшизы. "Нежданное путешествие" же по факту является продолжение (пусть и приквелом) "Властелина колец", а потому прокат сопровождал нешуточный ажиотаж. А "Пустошь Смауга" пришли смотреть лишь те, кому понравился предыдущий фильм, заплатив за билеты $960 млн. (на 60 "лимонов" меньше, чем годом ранее). Хотя Питер Джексон сумел максимально подогреть интерес зрителей - не показывал толком дракона в первой части, а вторую серию снимал камерами высокой четкости RED Epic с частотой 48 кадров в секунду. Привычная частота кадров, о которой зритель обычно не задумывается, - 24/сек. И ее удвоение лишило картинку привычной "кинематографичности" и плавности, сделав все движения резкими и четкими, почти как в настоящей жизни. Кому-то сие новаторство пришлось не по нраву, а кто-то заявлял, что после подобного экспириенса больше не сможет смотреть фильмы с пониженной частотой кадров. Зато никто не возмущался, что главный герой "Пустоши Смауга" - собственно Смауг - фундаментально отличался от того дракона, что был мельком продемонстрирован в "Нежданном путешествии". Подсказка: просто включите первый фильм и приглядитесь к его передним лапам.
"СТАЛИНГРАД"
$51 760 472
Кассовый триумф "Сталинграда" оказался омрачен буквально парой фактов. Но таких, умолчать о которых нас не заставит даже глубокоуважаемый (где-то очень глубоко) Федор Бондарчук. Во-первых, фильм с громким названием "Сталинград" на самом деле вмещает в себя буквально десяток героев-мужчин и пару героинь-женщин. Характеры политкорректные, как по учебнику: блондинка (русская) является подстилкой немца и образно говоря шлюхой, а брюнетка (еврейка) - целомудреной недотрогой. Мужики же влюбляются во всех без разбора. Сопереживать кому-либо в фильме, кроме харизматичного Томаса Кречмана (немец) не получается, зато смерти некоторым героям желаешь лютой силой. В общем, кино про войну получилось пафосное, со слоу-мо, грязью, парой танков, голосом Бондарчука, но все же унылое (да, даже бодрый голос Бондарчука не спас). Ну а второй факт - солнцеликий КиноПоиск явно применил политику двойных стандартов, крайне неохотно обновляя оценку фильма и держа ее на стабильно привлекательном уровне на протяжении всего проката (итог - 6,2 миллиона зрителей). Заметить это могли почти все завсегдатаи портала, сравнивая неумолимо падающие оценки в френдленте и почему-то замершую оценку на странице фильма. С точки зрения внушительной кассы - игра стоила свеч, а победителей, кажется, не судят. Но нам от такой политики почему-то тошно. Ведь несмотря на сомнительные сценарные достоинства фильма, снят он вовсе не бездарно и не нуждался в таких маркетинговых "костылях".
Игорь Талалаев