ЭВЕРЕСТ (EVEREST)
2015, США-Великобритания-Исландия, 121 мин.
Жанр: триллер, драма, приключения
Режиссер: Бальтасар Кормакур
В ролях: Джейсон Кларк, Джош Бролин, Джон Хоукс, Джейк Джилленхол, Эмили Уотсон, Кира Найтли, Сэм Уортингтон
Новый фильм Бальтасара Кормакура - это не первая попытка рассказать о событиях 1996-го, вписавших этот год в историю как одну из самых трагичных страниц покорения Эвереста. Причем, картина находилась в разработке еще с конца девяностых, но, по ряду причин, обрела свое существование только сейчас - и, с учетом развития современных технологий кинопроизводства, такая проволочка ни сколько не обескураживает. Технические аспекты фильма в должной мере впечатляют, но при этом назвать "Эверест" аттракционом или "развлечением" язык не поворачивается - как раз таки развлекательным фактором здесь и пришлось пожертвовать, дабы попытаться воспроизвести хронологию событий как можно более беспристрастно.
Тем не менее начало картины снято вполне типично для высокобюджетного блокбастера и не предвещает ничего необычного: нас в спешном порядке знакомят с многочисленными действующими лицами, которые пока еще полны энергии и не подозревают о грядущих злоключениях. Герои обмениваются дежурными шутками, и при помощи нескольких "классических" реплик уже можно иметь схематичное представление об их характерах, сферах деятельности и жизненном положении. Обилие персонажей, естественно, не лучшим образом сказывается на раскрытии характеров: многие из них находятся в кадре недолго, и мы можем судить о них, по большей части, на основе поступков в реальном времени. В первой части фильма зрителя ждет беглый, но очень информативный экскурс в премудрости альпинистского ремесла - создатели стараются в предельно сжатой форме дать максимум информации, чтобы мы могли понимать тонкости физического состояния героев и их ощущения. При таком раскладе картине не всегда хватает эмоций, но, с другой стороны, это как раз таки позволяет обойтись без раздражающего пафоса и сделать людей более "обычными". И если бы музыкального сопровождения было поменьше, градус реализма возрос бы еще сильнее.
Создатели сами загнали себя в очень жесткие рамки, пытаясь реконструировать события с максимальной долей беспристрастности - это не позволяет использовать в сюжете личностную конфронтацию в привычной для Голливуда манере. Ведь если бы история была вымышленной, то, наверняка, козлом отпущения сделали бы кого-то одного и не преминули щедро размазать по сюжету правильную мораль об "истинных героях". Но в реальности многие участники событий имеют полярные мнения относительно причин трагедии, поэтому, из уважения к прототипам, острые углы пришлось опустить и акцент сделать на очевидном бессилии человека перед силами природы, или, если будет угодно, перед злым роком как таковым в более философском смысле. Все это делает персонажей схематичными, но при этом поразительно живыми в каждый конкретный момент, когда им необходимо принимать решения. Когда тучи сгущаются, во главу угла встает первостепенная необходимость: выжить и по возможности спасти нуждающихся - и здесь уже истинная природа человека проявляет себя в полной мере в реальных действиях, а не в пространной философии. Панорамные виды и снежное безмолвие в первой половине фильма впечатляют, но именно во втором акте атмосфера полностью поглощает и не отпускает, заставляя наблюдать за происходящим затаив дыхание. Эффект будет сильнее, если периодически напоминать себе о таких параметрах, как скорость ветра в 35 м/c и температура в -40С, с которыми столкнулись альпинисты во время спуска.
Благодаря сильному градусу отстраненности, "Эверест", особенно во второй половине, довольно удачно игнорирует типичную голливудскую патетику, показывая истинное хладнокровие. В определенном роде картина даже превращается в своеобразное испытание для зрителя, ибо просмотр далеко не всегда можно назвать комфортным. Также нельзя не отметить тот факт, что реальная история, по сути, линейна и предсказуема, поэтому не стоит ждать каких-то интригующих сюжетных завихрений (это к слову о "развлекательности"). Фильм в большей степени работает как "хроника", а не как "драма", хотя и есть несколько эмоциональных эпизодов (не скатывающихся в манипуляцию, что немаловажно). В конечном итоге, "Эверест", несмотря на свое название, получился несколько приземленным, но от этого более честным. Такая концепция, в совокупности с сильнейшей технической стороной (а посмотреть есть на что), аккуратно и с должным уважением переносит реальную историю на экран, к счастью, оставив в стороне назойливое морализаторство.
Василий Марин
В кинотеатрах с 24 сентября
(в формате IMAX c 17 сентября)