Могут ли документальные фильмы захватить не на шутку и заставить сопереживать? Да. Даже если они состоят целиком и полностью из интервью самых обычных людей? Да. Можно ли смотреться такие фильмы на протяжении НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ? Да!
Речь, естественно, идет о цикле документалок "Рожденные в СССР". Родоначальниками проекта Up Series выступили британцы, впервые опробовавшие необычный формат в далеком 1964 году: было отобрано 14 семилетних детей из разных слоев общества, каждый из которых отвечал на вопросы и рассказывал о своей жизни. Каждые семь лет выходила следующая часть, в которой зрители, привязавшиеся к героям, могли наблюдать за взрослением и изменениями в их жизнях.
В силу естественных причин (развал империи СССР) судьбы бывших советских сограждан оказались наиболее затейливыми - они родились в одной стране, но росли уже в разных. Кто-то оказался в Киргизии, кто-то в Грузии, а кто-то в Литве. 20 детей из разных уголков Союза. 20 уникальных жизненных путей, в каждом из которых зрителю так легко найти частичку своей собственной истории.
Дети рассуждают о богатстве и бедности, делятся своими мечтами и фантазируют о карьере... Одни хотят стать водителями, другие - пылесосами. Одни живут в мегаполисах, а другие в сельской глуши. Вундеркинды, и балбесы, многодетные, и сироты - все они так похожи на нас. Они балуются и плачут, смеются и поражают мудростью. А главное, тональность фильма постоянно меняется - только-только посмеешься над попыткой одного мальчика осознать, в чем же заключается помощь октябрят делу Ленина, как одна девочка сообщает, что в коммендантский час лучше не выходить на улицу, т.к. тебя могут убить.
"Рожденные в СССР" обязательно зацепят вас, кем бы вы ни были: нравится ли вам рэп, увлекаетесь ли вы юриспруденцией или вообще предпочитаете проводить время в церкви. Главное - быть человеком.
Описание сюжета не поразит воображение - школьные успехи, первые потери, попытки самоубийства, домашние заботы, дискотеки, служба в армии, влюбленности, бизнес, переезды. Но подкупает подача, подкупают герои, их искренность, их "всамделишность". "На его месте должен был быть я", - сказал бы какой-нибудь Семен Семеныч, и был бы абсолютно прав. Режиссеру Сергею Мирошниченко удалось собрать удивительно непохожих детей, чей мир отличался даже в семилетнем возрасте (размеренная жизнь у озера Байкала / эмиграция в Израиль). С течением времени некоторые герои возвращались в Россию, пытаясь остаться на плаву, а другие уезжали в Европу или Америку, уходили из проекта, пропуская серию, и возвращались в него.
"Рожденные в СССР. Семилетние", "Рожденные в СССР. Четырнадцатилетние", "Рожденные в СССР: 21 год", "Рожденные в СССР: 28 лет" оказались так близки еще и потому, что это фильмы о наших с вами ровесниках, о тех людях, что сейчас как раз подходят к кризису среднего возраста. И мы обязательно увидим его последствия в следующем фильме, про тридцатипятилетних. Но самое приятное, что это будет лишь середина пути, ведь в планах выпускать ленты до достижения героев семидесятилетнего возраста. Куда уж там Линклейтеру с его хваленым "Отрочеством"!
Просто включите "Рожденные в СССР" и посмотрите, как живут наши сверстники. Как могли бы жить мы сами. Только не ждите легкого просмотра - спустя четыре части кажется, что горя и грусти эти дети/подростки/взрослые хлебнули явно больше, чем радости. Вне зависимости от того, верующие они или атеисты, евреи или русские, живут в России или США. И парадоксальным образом переживаешь за каждого из них, даже за тех, кто в первых сериях мог вызывать раздражение.
Вообще-то этот сериал достоин не такого беглого очерка, а настоящей, полнокровной статьи, написанной высокохудожественным языком, в которой автор бы прочувствовал настроение и передал его чуть ли не в поэтическом изложении. Конечно, этот сериал достоин текста, чей последний абзац не начинается с деревенского "вообще-то". Но самое главное, он достоин того, чтобы его смотрели. Смотрели массово, потому что это уникальное кино, каждая часть которого правдиво запечатлевает само время и его характеры через призму двадцати пар стремительно взрослеющих глаз.