ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ (STAR WARS: THE FORCE AWAKENS)
2015, США, 135 мин.
Жанр: фэнтези, фантастика, приключения, экшн
Режиссер: Джей Джей Абрамс
В ролях: Харрисон Форд, Дейзи Ридли, Джон Бойега, Оскар Айзек, Адам Драйвер, Донал Глисон, Кэрри Фишер, Марк Хэмилл
МНЕНИЕ ФАНАТА
Сила вернулась в далекую-далекую галактику, в отечественном дубляже сокращенную до просто "далекой", что заставляет ортодоксальных фанатов биться в припадках уже на вступительных титрах. "Пробуждение Силы" (автор принципиально пишет "Силы" с большой буквы, считая локализованное название недоразумением) можно обвинять в том, что это чрезвычайно фанатский фильм, созданный для той самой аудитории, которая наперед знает, с какой попытки "Тысячелетний Сокол" чихнет и заведется. Но уж у этой аудитории будет слишком мало простора для критики. Да и та сведется к тому, что – внимание! – новые "Звездные войны" слишком похожи на... старые "Звездные войны".
Да-да, мощнейшая претензия, впрочем, не слишком широко распространенная, заключается как раз в том, что Дж.Дж. Абрамс смог сделать то, чего от него все так ждали, т.е. не убил атмосферу Саги в целом и Оригинальной трилогии в частности. Старым героям уделено достаточно внимания, а новые введены аккуратно. Погони, перестрелки, побеги, коварные планы и эпические спасения, сражения на световых мечах, путешествия по разным мирам, дружба, предательства, проблема отцов и детей, возведенная в абсолют – все это перекочевало в седьмой эпизод прямо из четвертого, минуя приквелы, по дороге обзаведясь порцией юмора.
"Пробуждение Силы" действительно напоминает "Новую надежду". И не стесняется этого, а всячески подчеркивает сей факт, старательно подмигивая поклонникам. И тут уже все зависит от терпения самого зрителя – может ли он с достоинством принять фанатские кивки режиссера. "Смотрите-смотрите, а тут у нас точно такая же межгалактическая забегаловка, как в Мос-Эйсли! А вот сейчас, вот, видели как Рэй «проехалась» по «Соколу»? А почему базу Первого Ордена назвали Старкиллер, смекаете?" Кому-то это быстро надоест и он обзовет фильм ремейком или ребутом франшизы, а вовсе не ее законным продолжением. Но кто-то просто смахнет слезы умиления и простит Абрамсу вообще все лишь за возможность увидеть, как Хан Соло принимает лазерный арбалет из рук Чубакки. Ребут? Что ж, в каком-то смысле, ведь Сила-то пробудилась. Но главное, что персонажи не замерли в своем развитии – фигуры расставлены на доске и делают первые ходы, но несмотря на рокировки и потери, после просмотра не покидает ощущение, что это не конец партии, что все самое сладкое оставлено напоследок.
Точно так же было с "Новой надеждой". И вспомните, что случилось дальше - лучшая часть франшизы, "Империя наносит ответный удар". "Звездные войны" версии 2015 года - это первая часть новой трилогии, и сравнивать ее уместнее всего именно с первыми частями предыдущих трилогий. В этом сравнении она смотрится достаточно бодро, перенимая эстафету у четвертого эпизода и начисто задвигая на задний план эпизод первый. А вот следующей ленте брошен настоящий вызов – неизбежное пересечение с пятым эпизодом и никаких скидок на то, что это "всего лишь начало".
Но пока - Сила определенно с нами. Может, "The Force Awakens" и не лучший фильм из серии "Star Wars", но он точно не выглядит гадким утенком. Очередная часть великой Саги перед нами – так почему бы не перестать волноваться и просто полюбить ее?
Игорь Талалаев
МНЕНИЕ НЕ ФАНАТА
Далекая-далекая Галактика уже давным-давно пленила наши сердца – и соблазн вернуться туда, нельзя не принимать в расчет. Совершенно очевидно, что именно на это чувство ностальгии и ориентировались создатели в первую очередь, когда приступили к разработке концепции седьмого эпизода. Джей Джей Абрамс до этого уже провернул схожий трюк с еще одним знаковым фантастическим брендом, аккуратно перезапустив "Стартрек", так что его назначение на пост режиссера выглядело вполне логичным. Таковым выглядит и итоговый результат: компетентный, ровный, осторожный – без опасных экспериментов и неумелых попыток "переписать историю". Фильм, зачастую, просто берет за основу ключевые сюжетные элементы оригинальной трилогии, и, что называется, "играет" с ними.
Начинается все с момента, буквально копирующего "Новую надежду" – секретные данные (в этот раз речь идет о местонахождении Люка Скайуокера, исчезнувшего много лет назад) оказываются спрятаны в дроиде BB-8, а сам дроид находится на пустынной планете, похожей на Татуин. На смену Дарту Вейдеру пришел Кайло Рен, но все выглядит до боли знакомо, хотя у этого персонажа есть новые особенности. История в некотором роде повторяется. Но теперь уже в поле зрения сюжета попадает не длинноволосый паренек, помогающий дяде по хозяйству, а коротко остриженная девушка, собирающая металлолом и промышленные отходы, живущая в одиночестве. О прошлом Рей практически ничего не сказано – тем удивительнее кажутся ее навыки, которые будут постепенно проявляться по ходу фильма, но есть подозрение, что в следующих картинах цикла мы узнаем подробности о ее прошлом, и все это станет вполне логичным.
Сценарий здесь, кстати, очень часто ставит зрителя перед фактом, не давая никаких подробных объяснений – много вопросов так и остаются в подвешенном состоянии. И если в следующих фильмах о них не забудут, и мы увидим более целостную картину, то этот ход можно считать удачным, поскольку он прекрасно работает на интригу и заставляет с большим интересом ждать продолжения.
Основной же задачей здесь видится постепенное внедрение новых героев, этакая преемственность поколений. "Пробуждение силы" дает возможность вновь увидеть Хана Соло с Чубакой – и герою Харрисона Форда отведена здесь одна из главных ролей, как и его старому (или даже древнему?) кораблю, который называли "ведром с гайками" еще даже в первом фильме оригинальной трилогии. Но при этом не теряются и новые персонажи: сюжет делает ставку на Рей (Дэйзи Ридли), но героиня у нее получается слишком уж из серии "все умею – все могу": пилот, боец и механик в одном флаконе. Это классно, но в свете последних кинематографических тенденций уже слишком обыденно. Финн (Джон Бойега), при таком раскладе, выглядит даже наивнее своей экранной партнерши. Кто выделяется из всей тройки - так это Оскар Айзек: у него не так много времени, но харизма берет свое. А зарождение химии между его героем и Финном напоминает о крепкой дружбе Люка и Хана, и хочется надеяться, что в следующих фильмах новых героев ждет немало совместных приключений. Что касается Адама Драйвера – ему здесь не хватает поля для деятельности, хотя сцен, где его персонаж снимает шлем, не так уж и мало. Тем не менее, сильнейшие эпизоды картины не обходятся без его участия.
Стоит помнить о том, что это лишь первая часть задуманной новой трилогии (не говоря уже про спин-оффы), поэтому чувствуется, что основное действие нас ожидает еще впереди. Поэтому кульминация фильма кажется не столь сильной: в той же "Новой надежде" финальная масштабная сцена выглядела внушительнее и напряженнее. Но зато мы получили действительно крутую сцену противостояния на световых мечах, пусть к ней и есть пара существенных вопросов в плане логики. При этом характерной чертой у Абрамса здесь является чувство меры, которое как раз таки подвело Лукаса в его приквелах. А по общему визуальному стилю, настроению, атмосфере и манере построения сюжета "Пробуждение силы" трилогию приквелов полностью игнорирует, опираясь на оригинальные первые фильмы. Если такой расклад вам по душе – седьмой эпизод ни в коем случае не разочарует. С ностальгией Абрамс не промахнулся, как и с тем, насколько плавно и органично у него получилось ввести в историю новых персонажей. Теперь остается только ждать, что будет дальше в следующих фильмах, поскольку Сила пробудилась, и заложенная основа теперь располагает к проявлению инициативы и активным действиям, а не к очередному повторению пройденного.
Василий Марин
В кинотеатрах с 17 декабря