«Фильм года» – странная номинация, ведь мы выбираем лучший фильм «вообще», а такое понятие математически не рассчитаешь. Уже третий года подряд за звание Самого-самого боролись 5 лент из 6, что были представлены в номинации «Лучший режиссер». И золото с серебром досталось тем же лицам. Это можно назвать предсказуемым, а можно – закономерным. Нам больше по душе второй вариант.
3 МЕСТО:
Когда в 2012 году Ридли Скотт выпустил «Прометей», то получил смешанные оценки критиков и зрителей. И хотя в рецензиях преобладали положительные тона, до всенародной любви было далеко – ожидания от приквела «Чужого» были слишком высоки. Следом маэстро показал, что все же может сплотить публику, сняв «Исход: Цари и боги», от которого не плевались лишь те зрители, у которых от шока пересохло в горле. И вот – поход по пути наименьшего сопротивления и возвращение к космической тематике. В дизайне «Марсианина» легко заметить наработки «Прометея», но история при этом получилась совершенно иной. Комедийная тональность вышла настолько очевидной, что Ридли с руганью даже получил «Золотой Глобус» в номинации «Лучшая комедия или мюзикл». Но при этом вряд ли многие ожидали, что фильм о выживании одинокого астронавта на Марсе получится столь смешным.
Конечно, смех смехом, но в подобных историях о триумфе человека, не пасующего перед лицом трудностей, куда важнее добиться эффекта сопереживания, радости и душевного подъема - тогда внимание и любовь зрителей будут у режиссера в кармане. Все это Скотту удалось. Разумеется, нашлись те, кто придрался к нескольким логическим и фактическим ошибкам, но абсолютное большинство посетителей кинотеатров просто поблагодарило «Марсианина» за то, что им удалось побывать на Марсе, не вставая с кресла. И послушать приятное диско, конечно.
2 МЕСТО:
«25-й кадр» много раз получал недоумевающие/оскорбленные/яростные претензии от читателей на счет участия «Бёрдмэна» в «Итогах-2015», ведь на Западе фильм вышел еще в 2014-м. Разумеется, ориентируйся мы не на российский прокат, а на американский (а с чего бы это, кстати?), расклад в самой главной номинации был бы совсем другим – и в этом году, и в предыдущем. Но талантливый фильм – а «Бёрдмэн» безусловно относится именно к этой приятной категории – всегда найдет себе место под солнцем, вне зависимости от конкурентов. Что лента Иньярриту с блеском и доказала, собрав «Золотых Четвертаков» больше, чем любой другой фильм ушедшего года, за исключением лишь «Безумного Макса», речь о котором пойдет (кто бы сомневался?) чуть ниже.
Мы рады, что второе место занял фильм, заставляющий смеяться и хвататься за сердце посредством одних лишь диалогов. Да, фильм безупречен и с технической точки зрения, и это заслуга Эммануэля Любецки, но куда большее значение имеет нетривиальный сценарий и замечательная игра сильной команды актеров, раскрывающих свой потенциал в бесконечно-длинных планах. Из саундтрека здесь лишь барабаны, актеры просто разговаривают, смеются, плачут, ругаются, изредка – летают, но в общем и целом не показывают ничего экстраординарного, а оторваться от экрана сможет лишь самый далекий от мира кино человек. Нам этого человека очень жаль, если что.
1 МЕСТО:
В одном только трейлере «Безумного Макса» было больше чада, угара, ярости, Ада и Израиля, чем во всех экшн-фильмах года вместе взятых. Некоторые ленты разваливаются под массивным грузом непомерных ожиданий, но только не эта ржавая и громыхающая конструкция! Джордж Миллер как будто скрестил «300» и «Смертельную гонку», посадив снайдеровских спартанцев на андерсоновские бронированные тарантасы, а затем хорошенько окропил это действо бензином, кровью, песком и водкой (потому что на трезвую голову сделать такое решительно невозможно). Вместо Спарты здешние брутальные чумазики вспоминают Вальгаллу и, принимая запрещенные препараты, творят полнейшее безумие – стреляют, прыгают, врезаются, взрываются. Получив столь сильную адреналиновую инъекцию, кинематограф изменился – и изменился навсегда.
После сеанса автор этих строк выполз из кинозала на негнущихся ногах и первые полчаса мог общаться лишь посредством междометий – столь оглушителен был эффект от просмотра. Он (автор) оказался буквально раздавлен той титанической мощью и безудержной яростью, что продемонстрировал фильм. Джордж Миллер своей работой буквально подавлял волю, он доминировал над другими смертными настолько очевидно, что это вызывало почти физическую боль. В сравнении с креативом и умением этого дедушки все остальные казались просто безмозглыми калеками и творческими импотентами. Честное слово, если бы автор занимался режиссурой, то в тот же день бросил бы свои тщетные попытки добиться успеха, а в лучшем случае просто никогда бы не связывался с жанром экшн, перейдя на камерные мелодрамы или комедии. Забился бы в дальний темный угол и не высовывал бы носа, лишь бы не иметь даже гипотетической возможности оказаться в унизительном сравнении с Мастером.
К неописуемой радости автора, он вовсе не режиссер, а лишь пишет о кино, которое снимают другие. Фух, можно выдохнуть и пытаться жить дальше. Жить с осознанием собственной ничтожности, вечно находясь в тени гигантов уровня Джорджа Миллера. Но радоваться тому, что можно хоть одним глазком (а то и сразу двумя, да еще и в 3D!) взглянуть на их монументальные труды. И внушительная коллекция из 10 (!!!) «Золотых Четвертаков» (сомнительно, что этот рекорд в ближайшие годы будет побит), переданная «Безумному Максу» – самое меньшее, что мы можем сделать в ответ.
Игорь Талалаев
ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ
ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. Безумный Макс: Дорога ярости
2. Марсианин
3. Бёрдмэн
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
ФИЛЬМ ГОДА 2014:
1. Интерстеллар
2. Одержимость
3. Исчезнувшая
ФИЛЬМ ГОДА 2013:
1. Гравитация
2. Джанго освобожденный
3. 12 лет рабства
ФИЛЬМ ГОДА 2012:
1. 007: Координаты «Скайфолл»
2. Операция «Арго»
3. Стыд
ФИЛЬМ ГОДА 2011:
1. Субмарина
2. Меланхолия
3. Драйв
ФИЛЬМ ГОДА 2010:
1. Начало
2. Социальная сеть
3. Серьезный человек
ФИЛЬМ ГОДА 2009:
1. Хранители
2. Бесславные ублюдки
3. Аватар
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<