ИЗ ТЬМЫ (THE HALLOW)
2015, Великобритания-США-Ирландия, 97 мин.
Жанр: ужасы
Режиссер: Корин Харди
В ролях: Джозеф Моул, Бояна Новакович, Майкл МакЭлхаттон, Майкл Смайли, Гари Лайдон
Мрачные, промозглые древние леса ирландской глубинки – далеко не кукурузные поля какого-нибудь солнечного техасского захолустья; заброшенный ветхий дом на отшибе здесь – не привычная ловушка, но твоя крепость и единственный шанс на спасение, а здешние обитатели – не чокнутые маньяки с обезображенными лицами в масках, что охотятся за бестолковыми студентами, а таинственные мифологические создания, которые не жалуют чужаков и не приемлют вторжения на их территорию. Заглянешь к таким в гости и будь уверен, что ничем хорошим для тебя это не закончится. Ничего не подозревающие эколог Адам вместе со своей прекрасной супругой Клэр и их младенцем-сынишкой приехали из Лондона в этот маленький ирландский ад, чтобы глава семейства смог исследовать местность в преддверии вырубки леса. Жалкий, наивный человечишка, глупец и невежда, почему же ты вторгаешься в девственные владения истинных хозяев этих мест? Для чего топчешь их землю? Зачем пробуждаешь первобытное зло, затаившееся где-то в недрах многовековой лесной чащи? Не успеешь и оглянуться, как у тебя отберут самое дорогое. И это не твоя ничтожная жизнь.
В лучших традициях ужастиков новейшего времени в кадре появляются местные жители, эдакие ирландские аналоги реднеков, предостерегающие беспечное семейство о неминуемой опасности, но кто же будет слушать дурацкие легенды этой чокнутой деревенщины? А тем временем тьма наступает, она инфицирует, пытается одурачить молодых родителей и сделает все возможное, чтобы их родная кровиночка оказалась в загребущих лапах адских существ. Дебютант Колин Харди берет от жанра все самое лучшее и умудряется преподнести свою историю с таким воодушевлением, задором, с такой добросовестной старательностью, что кажется, будто какое-то необъяснимое чувство обреченности передается от героев и буквально врезается в твой мозг. Что ж, находиться в центре событий, быть сопричастным, быть «обреченным», пропустить сквозь себя весь этот жуткий дискомфорт во время просмотра хочется все больше и больше, а раздавать пендели авторам за огрехи – все меньше и меньше. Харди грамотно размазывает по хронометражу атмосферный ужас, тот самый обещанный «первобытный страх», но не торопится раскрывать все карты и больше играет на нервах, чем пугает. И ведь не скажешь, что сворачивает не туда.
Здесь лучше проткнут зрителю глаз иглой, нежели попытаются напугать появившейся из ниоткуда мерзкой тварью, очередным мечущимся меж двух миров призраком или неоправданно жестокой и малоизобретательной расчлененкой, как это делают многие коллеги. Здесь ясно дают понять, что не собираются заново изобретать саспенс, не намереваются иронизировать или изображать из себя прожженных постмодернистов, а просто здорово и как-то неожиданно удачно используют замшелые жанровые приемчики и изобретательно реминисцируют, а на эмоциональном уровне буквально заставляют зрителя сопереживать не самым умным персонажам. Здесь цитируют Lebor Gabala Erenn – Книгу захвата Ирландии, а уж где в ней правда, а где вымысел – никому знать не дано; тем не менее, обращение к темной ирландской мифологии придает ленте некой аутентичности и воспринимается «Из тьмы» однозначно как крепкий фэнтезийный фильм ужасов, а не как мрачное фэнтези.
Кажется, что «лесной хоррор» сейчас явно в моде: недавно Натали Дормер забрела в печально известный японский лес суицидников, теперь же нас знакомят с лесными чудищами Ирландии. Где-то вдалеке раздастся душераздирающий рев монстра, что заглушит плач проснувшегося младенца, затем впервые выстрелит ружье, последуют яркие вспышки фотокамеры, и все это значит, что наступила холодная ирландская ночь. Да будет тьма.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 18 февраля