КЭРОЛ (CAROL)
2015, Великобритания-США, 118 мин.
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Тодд Хейнс
В ролях: Кейт Бланшетт, Руни Мара, Кайл Чандлер, Джейк Лэси, Сара Полсон, Джон Магаро
К тому моменту, как “Кэрол” доберется до российского зрителя официально, все, кто хотел, уже смогли ее посмотреть. Не в последнюю очередь благодаря той рекламе, которую своими отзывами обеспечили картине критики в конце прошлого года. Лента Тодда Хейнса была на первых местах в топах лучших фильмов за год чуть ли не всех изданий, пишущих о кино, а также независимых критиков. Практически никто не сомневался, что перед нами потенциальный лауреат «Оскара», к коим у зрителя есть определенный интерес. Однако, после Нового года “Кэрол” стала заметно терять в восторгах, а по итогам церемонии награждений американской киноакадемии вообще осталась ни с чем.
На самом деле тут нет ничего удивительного, если вдуматься в то, какую историю режиссер рассказывает. И дело не столько в поиске морали, сколько в правдивости изложения. Стоит только подумать о том, какую неприязнь питало общество к сексуальным меньшинствам, как сразу думаешь, насколько утопично выглядит заглавная героиня, не скрывающая своих однополых предпочтений в эпоху 1950-х годов. Данное заключение никак не хочет гармонировать с также неоспоримым фактом, что внешне фильм выглядит безупречно. Операторская работа, декорации и костюмы достоверны настолько, что вкупе со сценарием в голове то и дело создается ощущение, будто тебя погружают в фальшивую реальность. В этом, кажется, и есть объяснение того, почему фильм приняли все поклонники хорошего авторского кино, а на «Оскаре», крайне прямолинейной в последнее время кинонаграде, он потерпел фиаско.
Такое положение дел не прибавляет картине очков, равно как и не отнимает их. Истина где-то посередине: “Кэрол” обязательно стоит увидеть, ибо это то самое кино, в котором каждый найдет для себя что-то свое. У феминисток и феминистов он вызовет яростное одобрение, потому что это история о женщинах, одна из которых борется за право быть самой собой, а вторая, подобно цветку, через радость и страдания, открывается навстречу взрослой жизни. Зрителей, для которых мелодрамы, идущие по федеральным каналам – не пустой звук, также не оставят фильм без должного одобрения. Кого своей постановкой Хейнс точно разочаровал или разочарует, так это тех, кто ценит в картинах надрыв и ярковыраженные эмоции от соприкосновения с запретным плодом. “Кэрол” на всем своём протяжении, будь то тема материнства или вспыхнувшего однополого романа, умудряется быть одинаково холодным. Лишь несколько раз нас ждут поток женских слёз и мужские кулаки. Лесбийские сцены сняты хорошо, но аналогам в “Жизни Адель” они проигрывают начисто. Само явление такой любви у Хейнса выглядит математическим расчетом, будто для усиления эффекта, впрочем, в контексте картины абсолютно ненужного. Снимай режиссер картину исключительно про мать, у которой бывший муж хочет отнять право быть с дочерью, думается, было бы лучше. Конечно, вторично, зато во всем остальном упрекнуть было бы не за что. Особенно, если в центре были бы те же Бланшетт и Мара, игра которых в “Кэрол” – единственный неоспоримый плюс.
И все же идти на этот фильм стоит. Если вы не любите копаться в составляющих, а просто получаете удовольствие от просмотра, данная лента – то, что нужно. Это и в самом деле неплохое кино, которому до лучшего не хватает только быть живым и быть достоверным.
Константин Горохов
В кинотеатрах с 10 марта