Прошла самая белая церемония "Оскар" на нашей памяти, ДиКаприо получил золотого болванчика, Иньярриту и Любецки снова на коне, а бондиана вновь отметилась лишь лучшей песней. Пришла пора сравнить итоги "Оскара" и "Золотого Четвертака".
Ввиду того, что многие премьеры, заточенные под "Оскар", в России выходят уже в январе-феврале нового года, а мы по очевидным причинам ориентируемся на отечественный прокат, то в "Итогах-2015" оказались другие номинанты. Те, которых чествовали на прошлогодней церемонии американских киноакадемиков. Пятой колонне, псевдо-эстетам и некоторым рассеянным гражданам эти очевидные причины все же приходится объяснять, но от этого они не становятся менее очевидными.
Уважаемые, мы смотрим кино на русском языке и в кинотеатрах, а значит - в то время, когда они официально идут в наших кинотеатрах. И если вы вдруг посмотрели какой-то крутой фильм, скачав его на торренте с дерьмовыми параметрами аудио-видео, то это явно не то действие, которым стоит хвастаться. Исключение - если вы посмотрели фильм на премьере в Лос-Анджелесе. Но как показывает статистика посещаемости сайта, наших читателей, проживающих в США, куда больше, чем в Европе, но все же значительно меньше, чем в России и Украине и даже Белоруссии. А значит - в первую очередь мы пишем именно для них. На этом минутку ликбеза можно считать оконченной, начнем сравнение.
Лучший оригинальный сценарий
"Оскар" - "В центре внимания" (Сингер, МакКарти)
"Золотой Четвертак" - "Бёрдмэн" (Иньярриту, Джакобоне, Динеларис)
"В центре внимания" вышел в России в 2016-м. "Бёрдмэн" получил "Оскар" в этой категории в 2014 году.
Лучший адаптированный сценарий:
"Оскар" - "Игра на понижение" (Рэндольф, МакКей)
"Золотой Четвертак" - "Марсианин" (Годдард, Уир)
"Игра на понижение" вышла в России в 2016-м.
Лучшая мужская роль:
"Оскар" - Леонардо ДиКаприо ("Выживший")
"Золотой Четвертак" - Майкл Китон ("Бёрдмэн")
"Выживший" вышел в России в 2016-м. "Бёрдмэн" не получил "Оскар" в этой категории в 2014 году, но определенно его заслуживал. Если в Штатах победил Эдди Рэдмейн, то у нас они с Китоном совершили рокировку.
Лучшая мужская роль второго плана:
"Оскар" - Марк Райлэнс ("Шпионский мост")
"Золотой Четвертак" - Эдвард Нортон ("Бёрдмэн")
"Шпионский мост" по мнению "25-го кадра" - бездарная клюква, не заслуживающая наград. Естественно, это лишь российская позиция (и то не на 100% поддерживаемая зрителем), с американской же стороны все тип-топ.
Лучшая женская роль:
"Оскар" - Бри Ларсон ("Комната")
"Золотой Четвертак" - Шарлиз Терон ("Безумный Макс: Дорога ярости")
"Комната" на данный момент все еще не имеет премьеры в России.
Лучшая женская роль второго плана:
"Оскар" - Алисия Викандер ("Девушка из Дании")
"Золотой Четвертак" - Ребекка Холл ("Подарок")
"Девушка из Дании" вышла в России в 2016-м.
Лучшие визуальные эффекты:
"Оскар" - "Из машины"
"Золотой Четвертак" - "Безумный Макс: Дорога ярости"
Нам очень понравился "Из машины", но спецэффекты в этом фильме были самые заурядные и их было не так уж много - лента даже не попала в наш шорт-лист.
Лучший анимационный фильм:
"Оскар" - "Головоломка"
"Золотой Четвертак" - "Песнь моря"
"25-й кадр" поставил выше "Головоломки" и ирландскую "Песнь моря", и французского "Маленького принца", и даже еще одну пиксаровскую ленту - "Хорошего динозавра". Все это не говорит о том, что "Головоломка" - слабый мультик. Нет, он очень хороший, но в этом году нам понравились больше другие.
Лучший режиссер:
"Оскар" - Алехандро Гонсалес Иньярриту ("Выживший")
"Золотой Четвертак" - Джордж Миллер ("Безумный Макс: Дорога ярости")
"Выживший" вышел в России в 2016-м. А Иньярриту был очень близок к тому, чтобы получить награду за "Бёрдмэна". На прошлогоднем "Оскаре" он победил, у нас - довольствовался "серебром".
Лучший фильм:
"Оскар" - "В центре внимания"
"Золотой Четвертак" - "Безумный Макс: Дорога ярости"
"В центре внимания" вышел в России в 2016-м. А "Бёрдмэн", в прошлом году получивший "Оскар", у нас вновь остался лишь на втором месте. Но ведь был близок к победе!
Без сомнения, все оскаровские лауреаты, вышедшие в наш прокат в 2016 году, имеют весьма высокие шансы на "Золотой Четвертак" и будут бороться за победу. Но уже через год. Конечно, мы не рады тому, что некоторые фильмы попадают в российские кинотеатры с опозданием и будем только "за" синхронные с Западом премьеры, но от нашего мнения ничего не зависит. Более того, новые законы о выдаче прокатных лицензий лишь усугубят ситуацию в будущем. Отечественные фильмы получат некоторое преимущество в прокатной сетке, а вот зарубежные премьеры будут сдвигаться все сильнее. Это все, конечно, грустно, но теперь позвольте сказать пару слов о прошедшей церемонии "Оскар".
Естественно, она была не столь веселой, как наш "Золотой Четвертак", ведь на сцене зажигал лишь Крис Рок, а не Дарт Аньян и Курицын Сын. Несмотря на то, что Рок охотно шутил на тему расизма со стороны черных (еще бы, в зале ведь было столько белых господ, а их необходимо было обслуживать), в целом получилось неловко и очень затянуто. На каждую удачную шутку приходилось 2-3 весьма посредственных - ведь Крис должен был все же отмазывать свою братву. А организаторы шоу постарались вызвать на сцену для объявления победителей, кажется, вообще всех чернокожих, который только согласились посетить церемонию. Выглядело все это то нелепо, то просто жалко.
Но самое главное, за всеми этими речами о расизме в отношении белых, Рок не сказал очевидного: если афроамериканцы, посмотрев на список номинантов, обнаружили, что там одни белые и совсем нет черных, то именно они и являются главными расистами - людьми, которые верят в неравноценность разных рас. Так что тут уж либо нужно обвинять черных в расизме против белых, либо признать, что все это естественно и ничего стесняться не нужно - все мы разные.