В столичном ГУМе 20 апреля прошла деловая конференция «Индустрия кино. Игра за кадром», организованная газетой «Ведомости» и посвященная актуальным проблемам и тенденциям развития российской киноиндустрии. «25-й кадр» болел за наших и слушал.
Среди участников конференции - представители органов власти в области культуры и кинематографии, руководители и топ-менеджмент киностудий и кинокомпаний, продюсерских и кинопрокатных компаний, крупнейших международных сетей кинотеатров. Мероприятие было разделено на четыре блока: два дискуссионных и два творческих мастер-класса от режиссеров, продюсеров и операторов. Мы расскажем о каждом из них в деталях.
СЕССИЯ 1.
ОБЩИЙ ПЛАН. КИНОПРОИЗВОДСТВО В ДЕТАЛЯХ
Модератором дискуссии выступил режиссер и генеральный директор кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов. Спикерами стали Марина Жигалова-Озкан (генеральный директор Disney в России), Сергей Зернов (генеральный директор Киностудии имени М. Горького), Олег Иванов (первый заместитель председателя Союза кинематографистов России), Эдуард Илоян (генеральный продюсер компании Yellow, Black and White) и Алексей Учитель (режиссер, художественный руководитель киностудии «Рок»).
Началась конференция с обсуждения темы российского детского кино. Поводом стало совместное заявление представителей российского подразделения Disney и студии Yellow, Black and White о запуске в производство фильма-сказки «Последний богатырь». Как рассказала гендиректор Disney в России Марина Жигалова-Озкан, старт съемок намечен на 10 мая на студии «Мосфильм». Жигалова-Озкан уверена, что фильм станет уникальным семейным проектом, еще более успешным, чем «Книга мастеров», которую посмотрели зрители из 70 стран мира. По словам генерального продюсера компании Yellow, Black and White Эдуарда Илояна, фильм год находился в пре-продакшене, а в прокат выйдет в октябре 2017 года. Режиссером нового проекта станет Дмитрий Дьяченко, работавший над фильмом «О чем говорят мужчины».
Один из важных вопросов, который был поднят в рамках первого блока конференции, – перспективы развития российских киностудий, в частности, их приватизация. Сергей Зернов, директор киностудии им. Горького, заявил, что данный сценарий развития событий нельзя допустить, так как, отдав студии частным инвесторам, государство рискует их потерять ввиду того, что новые владельцы могут решить их перепрофилировать. Также он отметил, что, с его точки зрения, продавать киностудии преждевременно, так как срок окупаемости инвестиций в киноиндустрии – от 10 до 20 лет, и для частных инвесторов такие инвестиции весьма сомнительны. Тем не менее, он не исключает частных инвестиций в российскую киноиндустрию.
Тему спроса на российские высокобюджетные фильмы-события освещал режиссер Алексей Учитель. Он рассказал, что этот год будет богат на российские ленты – в прокат выходят «Викинг», «Экипаж» и «Дуэлянт». Режиссер отметил, что зритель ждет таких проектов, но, чтобы снимать кино подобного уровня, создателям приходиться решать две проблемы. Во-первых, как собрать бюджет, ведь на производство фильмов-событий уходит от $10 млн. При этом если раньше такие фильмы как «Сталинград» собирали в прокате $50 млн, то теперь это в лучшем случае 15. У продюсера в такой ситуации есть два варианта: либо это частные вложения крупного инвестора, либо кредит, который для продюсера очень рискован. Вторая проблема высокобюджетных лент – это непосредственно производство. Режиссер привел в пример свою картину «Матильда» (выйдет в прокат осенью 2017 года в формате IMAX), в которой порядка 500 человек были заняты возведением огромных декораций и пошивом исторических костюмов. Также он отметил, что, продвигая такие картины на экраны, лучше не совпадать в прокате с другими новыми лентами. Нужно создавать коридор между крупными релизами (достаточно хотя бы двух уик-эндов), иначе все усилия будут напрасны. Важно и продвижение ленты в нестандартных формах, способных привлечь зрителя. Режиссер рассказал, что на съемках «Матильды» создатели ленты каждый день снимали процесс своей работы и планируют за год до премьеры запустить отснятый материал в виде видеодневника, используя его как инструмент продвижения ленты. Однако он отметил, что если раньше идея выпускать «фильм о фильме» была очень популярна и пользовалась спросом у зрителей, то в последнее время она «заглохла».
Затем дискуссия переключилась на тему регионального кино. Этот вопрос освещал первый заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов, который отметил, что в ряде регионов появилось активное местное кинопроизводство, основанное на местных традициях и снятое в местных локациях. В качестве примера он привел Якутск, в котором в прошлом году вышло в прокат 13 картин, которые пользовались у зрителей даже большей популярностью, чем голливудские фильмы.
Модератор дискуссии Сергей Сельянов под конец первого блока конференции рассказал о сложившейся в России системе господдержки кинопроизводства и отметил, что ее чрезвычайно не хватает. Финансирование, по его мнению, ничтожно в свете задач, которое ставит правительство перед российской киноиндустрией. Режиссер привел пример Франции, правительство которой дотирует прокатчиков, которые показывают национальное кино, – в России такого нет. Сельянов заметил, что российская система поддержки киноиндустрии хоть и нуждается в совершенствовании, но все же работает. В продолжение этой темы слово взял Олег Иванов, который обозначил критерии эффективности господдержки: увеличение доли российских фильмов в прокате, расширение выбора фильмов, доступность услуг кинотеатров и повышение инвестиционной привлекательности российского рынка.
СЕССИЯ 2.
КРУПНЫЙ ПЛАН. ТЕНДЕНЦИИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ КИНО- И ТЕЛЕПРОДУКЦИИ
Здесь модераторские обязанности взвалил на себя Иван Кудрявцев, главный редактор ресурса «Фильм Про». В беседе принимали участие: Гевонд Андреасян (продюсер кинокомпании Enjoy Movies), Вадим Верещагин (заместитель генерального директора по кинодистрибуции кинокомпании «Централ Партнершип»), Андрей Громковский (управляющий директор 20th Century Fox Home Entertainment Russia & CIS), Дмитрий Рудовский (продюсер и соучредитель кинокомпании Art Pictures Studio), Владислав Ряшин (генеральный продюсер группы компаний Star Media), Антон Сиренко (генеральный директор Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing - WDSSPR), Никита Щеголь (генеральный директор сети кинотеатров «Формула кино»).
В начале дискуссии главный редактор «Фильм про» Иван Кудрявцев привел статистику российского кинопроката: общая выручка от сборов снизилась на 13%, а доля российского кино – на 4%, достигнув отметки в 24%. Средняя цена билета в кино составила 255 рублей.
Кудрявцев также предложил каждому спикеру выделить один самый успешный с точки зрения рекламной кампании зарубежный проект, а также один проект отечественный.
Гендиректор «Формулы кино» Никита Щеголь выделил «Зверополис» среди зарубежных проектов и «Хардкор» среди российских. Гендиректор WDSSPR Антон Сиренко назвал фильм «Выживший»; из собственных проектов он отметил рекламную кампанию фильма «Джон Картер», пояснив свой выбор высокими, по сравнению с зарубежными, сборами картины в России. Вадим Верещагин («Централ Партнершип») отметил креативную рекламную кампанию ленты «Дэдпул», среди российских фильмов выделил «Самый лучший день», а из собственных самым успешным проектом считает «Легенду №17». Продюсер Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский похвалил дистрибьюторов картины «Самый лучший день», а среди собственных проектов отметил фильм «Батальонъ». Андрей Громковский (20th Century Fox) среди собственных релизов выделил продвижение «Дэдпула», а среди релизов коллег – «Звездных войн». Громковский также упомянул, что 26 апреля выходит цифровая реклама «Дэдпула», а в качестве инструмента дальнейшего продвижения фильма будет использован новый глагол «отдэдпулить». Продюсер Enjoy Movies Гевонд Андреасян назвал рекламную компанию ленты «Дэдпул» образцовым маркетингом мирового уровня, среди российских проектов он отметил «Битву за Севастополь», а среди своих – картины «Мафия: Игра на выживание» и «Что творят мужчины!». Владислав Ряшин (Star Media) назвал «Экипаж» фильмом с очень высоким потенциалом и отметил, что не доволен результатами продвижения ремейка «А зори здесь тихие».
Далее Вадим Верещагин на примере фильма «Экипаж» рассказал о выработке и реализации рекламной кампании, отметив, что зрительский успех зависит от качества работы уже на стадии задумки. В работе с «Экипажем» создатели ставили акценты на два аспекта: во-первых, подчеркивали, что это проект от создателей «Легенды №17», снятый на студии Михалкова, а во-вторых, что главные роли исполнили Данила Козловский и Владимир Машков и что формат ленты – 3D и IMAX. Было проработано две рекламные кампании: для молодой аудитории, которая не смотрела оригинальный фильм (упор на масштаб картины, спецэффекты, 3D и IMAX) и для взрослой аудитории (участие Владимира Машкова, объяснение того, что это не ремейк классического фильма с одноименным названием, но в нем есть отголоски оригинальной картины). Также создателям картины удалось привлечь ресурсы «Аэрофлота» и «Аэроэкспресса» для размещения рекламы. Свое выступление Верещагин закончил словами о том, что дальше кино должно заработать само.
Следующий вопрос, поднятый Иваном Кудрявцевым, касался бюджета, выделяемого на маркетинг – стал он больше или меньше? По мнению Антона Сиренко, проекты с масштабной рекламой собирают большую кассу, поэтому на маркетинг стали тратить больше и бюджет на него не сокращают. Никита Щеголь возразил, что рекламный рынок сильно просел, и не только в киноиндустрии, поэтому создатели картин и кинотеатры стали тратить на маркетинг меньше, также как и зрители на попкорн, а тенденция роста среднего чека на поход в кино замедляется из-за снижения доходов населения. Гевонд Андреасян сказал, что просели лишь кассовые сборы средних фильмов, а на продвижение большого кино деньги как тратили, так и тратят. Ко всему вышесказанному Вадим Верещагин добавил, что изменилась сама структура кинохождения: прежде чем купить билет в кино, зрители тщательно изучают афишу. Вследствие этого на продвижение среднего кино стали трать денег меньше, а на блокбастеры, наоборот, тратят еще больше, чем раньше, из-за высокой стоимости размещения рекламы.
В качестве существенной проблемы продвижения Гевонд Андреасян выделил еще одну – заранее негативное отношение журналистов к российскому кино. В качестве примера он привел трейлер его нового проекта, размещенный на иностранных сайтах, который получил восторженные отзывы, но тот же материал, разосланный по отечественным каналам, встретил лишь гробовую тишину. Андреасян отметил, что российское кино стало лучше и призвал журналистов поменять свое отношение к нему
(тут «25-й кадр» полностью согласен: российское кино стало лучше, но фильмы Enjoy Movies портят всю картину, – прим. ред.).
Далее Иван Кудрявцев предложил обсудить вопрос о продвижении российского кино за рубеж. По мнению Вадима Верещагина, далеко не каждый российский фильм можно продать иностранцам. Западные покупатели готовы принять наши проекты, если это качественно сделанное кино, имеющее оригинальную историю. В конце своего выступления он отметил, что «на американском рынке нас особо не ждут».
Гевонд Андреасян заметил: «Мы своими деньгами там никого не удивим». Он выразил уверенность, что продажа фильма за рубеж будет проблемой до тех пор, пока мы не научимся снимать и на русском, и на иностранном языках.
Владислав Ряшин рассказал о новом сериале «Матахари», снимаемом на английском языке в партнерстве с Первым каналом. Также он отметил, что, к сожалению, российские артисты либо умеют говорить на английском языке, либо умеют играть, а делать и то и то одновременно они не умеют. В качестве примера успешного продвижения российского фильма за рубеж Владислав привел ремейк «А зори здесь тихие», который был продан китайским прокатчикам. Он объяснил это популярностью в Китае повести Васильева, по мотивам которой снят фильм.
Далее Иван Кудрявцев предложил обсудить такой канал распространения как цифровая дистрибуция. Свой первый вопрос: «Боитесь ли вы этого?» он адресовал генеральному директору сети «Формула Кино». Никита Щеголь заявил, что кинотеатрам бояться нечего, так как в кинотеатрах появляются новые технологии, что позволяет им предложить зрителю то, чего он не может получить дома. В качестве примера Щеголь привел первый в России и СНГ лазерный кинотеатр IMAX, который откроется в августе этого года в кинотеатре «Формула Кино на Кутузовском».
По прогнозу Андрея Громковского, цифровой прокат постепенно вытеснит фильмы на DVD и Blu-ray, а кинопрокат от цифровой дистрибуции не пострадает. Сформируется система, когда фильмы выходят сначала на большие экраны, а потом на цифровой рынок. Ориентируясь на сборы в кинотеатрах, продюсер будет решать, когда может выпустить ленту в цифровой прокат.
В рамках этой темы разговор сам собой зашел о пиратстве. Дмитрий Рудовский отметил, что это – главная проблема, тормозящая развитие кино. Тем не менее, спикеры согласились, что есть определенные фильмы, на которые зрители будут ходить в кинотеатры. Например, на фильм «Выживший», который появился в сети за две недели до выхода в российском прокате и, тем не менее, собрал огромную кассу.
Возвращаясь к теме цифровой дистрибуции, Вадим Верещагин привел результаты исследований, по которым 20% смотрящих кино в Интернете хотят покупать лицензионный контент, 20% - принципиально не хотят, а 60% - хотят, но не знают как. И именно с этими 60% нужно работать.
СЕССИЯ 3.
КАК НАЙТИ ОРИГИНАЛЬНУЮ ИДЕЮ И СОЗДАТЬ КИНОФЕНОМЕН
Третий блок конференции представлял собой подиумное интервью Ивана Кудрявцева с генеральным директором студии «Тритэ Никиты Михалкова» Леонидом Верещагиным и режиссером, сценаристом и продюсером фильма «Экипаж» Николаем Лебедевым.
Первый вопрос, заданный Иваном, – считают ли они создание такого проекта как «Экипаж» подвигом? Леонид Верещагин ответил, что вообще снимать кино – это подвиг. Николай Лебедев же сказал, что он просто исполнил мечту, которая билась в нем много-много лет.
На вопрос о бюджете Верещагин озвучил сумму в 650 млн руб, заметив, что это не секрет, так как процесс кинопроизводства абсолютно прозрачный. Также он рассказал, что благодаря тщательной подготовке съемочная команда уложилась и в график съемок, и в бюджет. Говоря о своем отношении к ленте, гендиректор «Тритэ» подчеркнул, что это абсолютно самостоятельная картина, которая не имеет ничего общего с ремейками советских картин последних лет.
Режиссер «Экипажа» Лебедев рассказал о том, как долго они прорабатывали сценарий с несколькими сценаристами, проговаривая каждую строчку, а также о том, что они все время спорили с Верещагиным, но никогда не ссорились.
По мнению последнего, съемочный процесс далек от идиллии. Все время идет поиск, ведутся обсуждения, в которых продюсер должен понимать творческий аспект, а режиссер – производственный. Задача продюсера, по его мнению, – собрать талантливых людей, способных работать на общую идею.
СЕССИЯ 4.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС ОТ ОПЕРАТОРА КИРИЛЛА КЛЕПАЛОВА НА ТЕМУ:
«КАК СНЯТЬ КИНО В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО БЮДЖЕТА»
В завершающей части конференции оператор Кирилл Клепалов провел мастер-класс на тему: «Как снять кино в условиях ограниченного бюджета».
Клепалов рассказал, что и в условиях ограниченного бюджета существует ряд подручных инструментов и приемов, которые можно использовать при съемке, и даже обычной камерой или телефоном нередко создают что-то интересное. Клепалов выразил уверенность, что иногда отсутствие тех или иных средств, наоборот, идет во благо картине – сцена выглядит реалистично и виден накал происходящего.
Показав некоторые сцены из фильмов «Майор» и «Дурак», а также видео о съемках «Need For Speed. Жажда скорости», Кирилл завершил мастер-класс съемкой небольшого эпизода, выбрав из аудитории двух добровольцев и продемонстрировав пару впечатляющих технических трюков. На прощание Кирилл пожелал присутствующим не бояться реализовывать свои идеи, какими бы невыполнимыми они не казались.
Любовь Литовченко