В предпоследнюю неделю лета в трех российских городах – Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске – проходил фестиваль итальянских комедий Felicita Italiana, в переводе – «итальянское счастье».
В программе – пять национальных хитов проката, все объединяет комедийный жанр, однако, как известно, итальянцы любят снимать фильмы не только с юмором, но и с заметной долей драмы. Впрочем, что тут скажешь – в кино все так же, как и в жизни.
«25 кадр» получил возможность посетить открытие фестиваля (картина «Противоположности притягиваются»), а также посмотреть фильм с говорящим названием «Вместе в кино».
Синопсис гласил, что «Лето – время яркого солнца, грозовых ливней и итальянских комедий». В Москве в день открытия фестиваля с правдой совпало лишь два пункта – в потемках переходя Крымский мост и пытаясь обойти многочисленные лужи, я думала лишь о том, насколько оправданным было решение устраивать показ в открытом летнем кинотеатре в парке Горького (фестиваль в столице проходил сразу на двух площадках – уже традиционный для таких мероприятий «Горизонт» и «Музеон»). На месте, правда, все оказалось вполне приемлемо, ожидание начала скрасила атмосфера: взъерошенные и отряхивающиеся от бесконечных потоков воды люди, быстро расхватывающие теплые пледы, решающие, кому бежать за кофе на вынос в ближайшую кофейню и радостно приветствующие знакомых. Ну, а когда начался фильм, сразу же забылись промокшие ноги и тревоги, что за шумом дождя не будет слышно итальянской речи (фильмы всегда демонстрируют на языке оригинала).
Фильмом открытия стал полнометражный дебют Макса Крочи (которого, кстати, можно было увидеть на встрече со зрителями пару дней спустя в «Горизонте»). «Противоположности притягиваются» - итальянская романтическая комедия о Стефано и Клаудии – друзьях детства, которые в какой-то момент выросли и расстались, а встретившись много лет спустя не только не узнали друг друга, но и обменялись искренними и нелицеприятными выражениями. Впрочем, по всем законам жанра, это была только первая ступень отношений, сложных и запутанных, хотя бы потому, что с самого начала герои находятся на разных полюсах. Один говорит: море, другая мгновенно возражает: горы. Сходятся они лишь в том, что важнее всего на свете – любовь, но если Стефано работает семейным психоаналитиком, сохраняющим браки, то Клаудия – адвокат по бракоразводным процессам, которая как-то раз обожглась так сильно, что даже ее клиентки удивленно вскидывая брови спрашивают, что же такого ей сделали мужчины.
Первое, чем «Противоположности притягиваются» отличается от подобных ромкомов – это характеры главных героев. Стефано – очаровашка, пытающийся растопить сердце красивой, но в высшей степени феминистичной «стервы», причем не из-за корысти или каких-то подобных побуждений, а именно за счет нежной и искренней привязанности. К тому же, он хочет помочь сыну Клаудии: парнишку унижают в школе, а ему совершенно не к кому пойти со своими проблемами. Серьезные темы вообще поднимаются со свойственной итальянцам легкостью: первая любовь, нападки со стороны одноклассников, проблемы матерей-одиночек, неверность в браке и много чего еще. Фоново проходит и тема толерантности: Стефано как психоаналитику приходится работать и с нетрадиционными парами, к тому же есть здесь эпизод с продавцом цветов, у которого он спрашивает сколько роз стоит купить, если не пришел на свидание, когда самого продавца точно так же продинамили накануне. «Противоположности притягиваются» оказывается в этом плане прямолинейным и в положительном смысле дерзким кино: здесь не стесняются создавать провокационные ситуации или же использовать грубые слова, когда они необходимы для сюжета.
Картину не портит и, в общем-то, слабое раскрытие второстепенных персонажей: герои появляются, когда надо, отпускают нужные шутки и также незаметно исчезают. Жанровые клише обыграны довольно здорово: даже при классических перипетиях, сценарий умудряется находить новые точки соприкосновения и позиции для главных героев, а юмор, хоть и бывает иногда резким, оказывается к месту. Кстати, не стоит обманываться формальной завязкой с интервью, в котором Стефано и Клаудия выказывают полную непохожесть друг на друга: помимо таких обобщений (в фильме на эту тему есть отличное высказывание о том, что обобщить – не значит понять, не все мужики оказываются козлами, а женщины стервами, вопреки распространенным мнениям по обе стороны баррикад), здесь находятся как раз те самые гендерные обобщения. Хотя главным все же остается то, что всем, независимо от пола и возраста, необходим кто-то любимый и близкий.
Второй фильм фестиваля удалось посмотреть уже в закрытом зале (правда, на этот раз, можно было побыть на улице – солнце и голубое небо словно извинялись за то, что творилось накануне). Как бы то ни было, я в «Горизонте» и жду начала «Вместе в кино». Ожидания – погружение в историю кинотворчества и еще одна легкая комедия. Реальность – драма с редкими вкраплениями шуток и забавных ситуаций. По большей части, «Вместе в кино» – гимн фантазии и воображению, ностальгия по невозвратно ушедшим временам.
Томмазо помнит флорентийский кинотеатр «Универсале» с самого детства – его отец бессменно работал здесь киномехаником, да и сам он провел большую часть своей жизни. Многие годы жизнь текла своим чередом – в «Универсале» была своя публика, которая курила прямо в зале и громко комментировала происходящее на экране, нередко сопровождая речь скабрезными шуточками. Все это было до тех самых пор, пока директор кинотеатра не нанял особого человека подбирать репертуар, для того, чтобы «Универсале» начал приносить хоть какую-нибудь прибыль. В афише стали появляться фильмы классиков – Годар, Трюффо, Куросава, Бертолуччи… Студенты и фрики, любители травки и кинематографа, все те же шуточки, разбавленные восхищением от фильмов (особенно всех потрясло «Последнее танго в Париже)… На дворе разгар семидесятых с непременными атрибутами эпохи – холодная война, движение пацифистов, make love, not war, марихуана, лсд и прочие радости жизни. В общем, дни проходили, а друзей детства Томаззо затягивало во взрослую жизнь. Марчелло ввязался в не ту партию и в конце концов попал за решетку, Аличе побывала во всех коммунах и притонах и с марок перешла на героин.
Во «Вместе в кино» хватает и не слишком интеллектуальных шуточек, и отголосков политических потрясений того времени, но в сердце сюжета – именно «Универсале», самое символичное на планете место для главного героя. Встречи и расставания, учеба и работа киномехаником – Томмаззо, устами которого создатели и рассказывают историю маленького флорентийского кинотеатра, вышла скорее драмой с чуть сглаженным финалом, фильмом с превосходной стилизацией под семидесятые и восьмидесятые, большим количеством кинематографических и музыкальных шедевров, запутанными перипетиями межличностных отношений и главным героем, достаточно положительным для того, чтобы зритель начал ему симпатизировать.
Фестиваль FELICITA ITALIANA проходил в Москве с 24 по 29 августа. Хотим сообщить, что с 6 по 10 сентября в Тюмени будет проводиться уже ставший традиционным фестиваль нового итальянского кино N.I.C.E., на котором можно будет увидеть «Вместе в кино», а также некоторые другие картины итальянского кинематографа.
Билеты можно приобрести
здесь.
Также в начале августа в широкий прокат в России вышел фильм, попавший в программу FELICITA ITALIANA – самая кассовая итальянская комедия всех времен и бесспорный хит –
«К черту на рога».
Анна Ентякова