ONE SHOT. ONE FRAG MAN.
НА ИГРЕ
Жанр: боевик, приключения
2009, Россия, 97 мин.
Режиссер: Павел Санаев
В ролях: Алексей Бардуков, Агния Дитковските, Сергей Чирков, Павел Прилучный, Евгений Харланов, Виктор Вержбицкий (куда уж без него?)
ОЦЕНКА: 3,5
Научно-технический прогресс, как и завещал Королев, не стоит на месте: разработчики видеоигр создали игру, дарующую геймерам способности управляемых ими персонажей. И вот, после победы на престижном турнире по киберспорту, одна молодая команда в качестве приза получает набор дисков с заветной игрой. Не трудно догадаться, что ребята из простых студентов превратились в настоящую группу специального назначения: сильные, умные, ловкие. Но, неожиданно для всех, суперспособностями геймеров заинтересовалась властная структура (чей управляющий перемещается по миру на огромном дирижабле) и попыталась использовать компьютерных игр мастеров в качестве наемников для грязной работы.
Профессиональному, да и чего скрывать, талантливому писателю удалось сделать то, что не получилось у гениального менеджера (Бекмамбетов), - снять человеческий мейн-стримовый продукт российского производства. Короткий, насыщенный острым юмором, неплохими актерскими работами и, внимание, качественным экшеном, «На игре» представляет собой образчик того, как должна работать бекмамбетовская формула успеха (неизвестные молодые актеры + колоритный злодей в лице Виктора Вержбицкого + щепотка национального колорита + правильная работа на целевую аудиторию). По всем четырем пунктам в резюме са-наевского фильма можно ставить жирные галочки: ненавязчивая рекламная кампания не успела заставить ненавидеть «На игре» еще до выхода оного на экраны, молодые лицедеи старательно отрабатывают свой гонорар, а Вержбицкий в привычном для себя амплуа амбициозного ублюдка смотрится, как ни странно, очень даже живо. А в последние 30 минут режиссер устраивает на улицах Москвы самую настоящую кровавую бойню с десятками трупов, взорванными милицейскими машинами и перевернутыми автобусами, наполненными простыми обывателями: то ли Санаев решил попробовать себя в экранизации серии компьютерных игр Grand Theft Auto, то ли примерить костюмчик Майкла Манна и снять российский ответ классической перестрелке классического криминального триллера «Схватка».
«На игре» идет по пути «Горячих новостей» Сэма Клебанова, который не стеснялся признавать то, что продюсирует первый в России римейк иностранного фильма. С Павлом Санаевым примерно такая же ситуация. По большому счету, «На игре» по качеству близок к многочисленным фильмам со Стивеном Сигалом, эдакий легкий одноразовый боевичок категории «В», который ничего нового в жанр не приносит, но замечательно отрабатывает обкатанные стандарты. Единственное, за что стоит пинать «На игре», так это за совершенно отвратительный, разваливающийся на глазах сценарий - персонажи меняют приоритеты как перчатки, причем некоторым совершенно ненужным героям уделено слишком много экранного времени; оно и видно, сам режиссер признается, что сочинять приходилось на ходу - отсюда столько неувязок и сюжетных дыр. К тому же, лишними смотрятся и поучительные вставки детсадовского уровня о вреде компьютерных игр и о том, что нужно различать виртуальную и повседневную реальности.
Но несмотря ни на что, «На игре» - удивительный продукт. Как и любой выкидыш постсоветского мейнстрима, это прежде всего воплощение в реальность эротических фантазий целевого сегмента (в данном случае геймеры 14-18 лет): неожиданно появившиеся суперспособности, красивая девушка и дорогие тачки. Но, в отличие от какого-нибудь «Особо опасного», «На игре» не выпендривается перед зрителем, выставляя на передний план суховатого вида спецэффекты, от него веет какой-то неподдельной искренностью и наивностью. Ну нельзя спокойно смотреть фильм, где с легкой руки режиссера Павла Санаева ребята субтильной внешности, вооруженные автоматами Kalashnikov и пистолетами Makarov, выстреливая поэтичное «Vanya, ti kozel!», за синим экраном с чистыми наивными глазами играют в Голливуд.
P.S. Первый раз в нашем кино такое неожиданное разделение одного фильма на две части не вызывает бурю негодования.
Евгений Северин
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Видимо, ни на что, кроме как на тупое следование традициям не менее тупого Запада наши киноделы не способны. Отголоски финансового кризиса нашли свое отражение в кризисе идей - стащили по одной умной мысли от разных фильмов, добавили львиную долю абсурда и решили, что вышло свое самобытное кино. До западной манеры съемки как до Парижа пешком, ясно было и до этого проекта - теперь видно еще нагляднее. И ведь стараемся, пыжимся, но чего-то где-то вечно недокрутим, недодумаем или банально перемудрим. Обидно, товарищи.
Александр Черный