МЕСТЬ ОТ КУТЮР (THE DRESSMAKER)
2015, Австралия, 118 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Джослин Мурхаус
В ролях: Лиам Хемсворт, Кейт Уинслет, Хьюго Уивинг, Сара Снук, Керри Фокс, Джуди Дэвис
В захолустный городок где-то в Австралии внезапно возвращается Миртл «Тилли» Даннэйдж. Первым ее встречает сержант Фаррат, имеющий крайне нездоровое влечение к красивым предметам женского гардероба, вроде корсетов, шляпок, юбок или боа из перьев. Ошеломленно выдохнув что-то про «Диор», он наверняка успевает положить глаз на багаж Тилли, но эта положительная реакция, ближе всего подходящая к определению радушия и гостеприимства, оказывается первой и последней. Остальные, включая собственную мать женщины, медленно теряющую память, встречают Тилли с открытой враждебностью. Виной всему – инцидент, произошедший двадцать пять лет назад, когда на школьном дворе погиб Стюарт Петтимэн – сын мэра и тот еще мелкий засранец. Поскольку свидетелей не оказалось, а Миртл, которая слыла одной из местных городских сумасшедших, не повезло оказаться неподалеку, девочку в срочном порядке отослали. Скандал удалось замять, но всем известны проклятья маленьких городков – случай стал темой пересудов на несколько десятилетий вперед, ложные показания свидетелей, желающих выгородить себя, запутали дело еще сильнее, а тот факт, что ни мать Миртл вследствие своей «безумности», ни сама девочка из-за сильного переживания не могли припомнить деталей произошедшего, добавили жителям непоколебимой уверенности в виновности последней.
Тем не менее, на дворе ранние пятидесятые, Миртл, сбежавшая из интерната сначала в Лондон, а потом и в модные столицы мира – Милан и Париж, – и ставшая первоклассной швеей, возвращается на малую родину. В консервативный Дагнатар, состоящий в буквальном смысле из одной улицы, словно врывается порыв свежего ветра – Тилли, воплощение стиля и элегантности, прекрасно знает, какое впечатление она производит на местных жителей. Те усиленно скрежещут зубами и исходят желчью – первая половина «Мести от кутюр» в равной степени представляет собой знакомство с коренными обитателями (больше смахивающее на унылое досье с полным перечнем грехов) и неторопливое, но занимательное развитие главной интриги – что же все-таки случилось много лет назад?
К тому, что в первый час делает фильм отличной трагикомедией, примешивается и настоящее «от кутюр» – Тилли вскоре облачает весь город в роскошные наряды. Кажется, все хорошо, и примирение между сторонами, пусть и шаткое, достигнуто, но не тут-то было. Злыдни вскоре берут верх и к началу второго часа лента переходит в разряд самой настоящей драмы, постепенно избавляясь от всех второстепенных линий, но сохраняя при этом неуместный гротесковый стиль изложения. Если до этого «Месть» была соткана из метких фраз, откровенной иронии и презабавных неловких ситуаций, а также очень специфичного юмора – грубого, грязного и в основном смешанного со множеством подколок и зубоскальства – то при переходе на «чистый» затяжной конфликт, на суд зрителя выносят образцовую галерею уродов. Все против всех, каждый сам за себя, и в эпицентре всех этих свар, ругани и скандалов, шантажа, лжи, подзуживания и бог знает чего еще существует маленький оплот человечности: сама Тилли, ее престарелая мать, новоявленный ухажер Тедди МакСуинни и его умственно отсталый брат. Который, кстати видел, что именно случилось со Стюартом, из-за чего лента мгновенно получает еще один драматический виток.
Дисбаланс становится очевидным: после относительно легкого начала, в котором болезненные уколы разбавлялись абсурдными, но в общем-то безобидными провинциальными зарисовками, внезапно раскрывается бездна прегрешений прошлого. Несоизмеримо быстро рушится и настоящее: количество мрачных событий на минуту экранного времени просто зашкаливает, но при этом никто не перестает ломать комедию. Контраст губительный: после той тяжести, что обрушивается на зрителя во второй части «Мести от кутюр», первая половина кажется балаганом. При этом сказывается затянутость и абсурдность происходящего, чувствуется слишком сильное, искусственное нагнетание напряжения, гипертрофированное эмоциональное давление и полнейшая оторванность от реальности. Впечатление несколько спасает актерская игра, антураж и музыкальное сопровождение, но проблема в том, что в основе сценария «Мести от кутюр» лежит слишком запущенный случай, который требует самых решительных мер. Налицо жанровый разнобой: из-за подавляющего настроя ненависти и нетерпимости проваливаются все попытки придать ленте оттенок черной комедии, а полноценно прочувствовать трагедию мешает слишком легкомысленное, хотя и не лишенное потенциала, начало.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 4 августа