ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА (LOVE AND FRIENDSHIP)
2016, Ирландия-Нидерланды-Франция-США-Великобритания, 92 мин.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Уит Стиллман
В ролях: Кейт Бекинсейл, Морфидд Кларк, Том Беннетт, Дженн Мюррэй, Лохлэйнн О’Меарайн, Софи Радермахер
В основе «Любви и дружбы», лежит, как ни странно, не одноименный рассказ Джейн Остин, а небольшой эпистолярный роман «Леди Сьюзан». Произведение это, написанное девятнадцатилетней девушкой и частично переписанное одиннадцать лет спустя, никогда не публиковалось при жизни писательницы, было предназначено для чтения в семейном кругу и представляло собой сборник из четырех десятков писем.
Несмотря на сравнительно небольшой объем, режиссер и сценарист Уит Стиллман увлекся сочинением не на шутку: он не только адаптировал его для кинопроизводства, но даже придал оригинальному произведению форму классического романа, показав мир леди Сьюзан глазами ее племянника (публикация книги, приложение к которой включало текст Остин, была приурочена к релизу фильма). Сама кинокартина, однако, придерживается более традиционной перспективы: «Любовь и дружба» оказывается костюмированной комедией о молодой вдове Сьюзан Вернон, обольстительнице и интриганке, желающей как можно удачнее выдать замуж дочь, а может быть даже найти богатого и желательно не блещущего умом мужа для себя, чтобы вновь занять стабильное финансовое положение. Светское общество, в свое время узнав эту даму получше, перестало приглашать ее на приемы, а о собственных не могло быть и речи после того, как поместье покойного мужа было продано за долги. Сьюзан, приняв предложение брата пожить у его семьи, приезжает в провинциальный Черчилл, чтобы разведать обстановку. Вскоре усадьба становится местом встречи самых разнообразных личностей, приличное количество которых составляют бывшие, нынешние или будущие ухажеры миссис Вернон.
«Любовь и дружба» представляет собой одну из «остиновских» комедий: даже при переносе на экран из истории не пропадают фирменная ирония и высмеивание жадности, заносчивости и глупости. Более того, при таком прекрасном актерском составе, шутки и уколы становятся еще выразительнее: история о леди Сьюзен и ее кознях разыграна просто превосходно. Больше всех старается Том Беннетт, которому досталась роль несуразного и глупого жениха дочери миссис Вернон, но остальные не отстают и тоже явно получают удовольствие от процесса. Комедия положений здесь зачастую выходит на первый план, что неудивительно: в картине представлена настоящая портретная галерея нескольких семейств (в лицах перестаешь путаться примерно к середине, хотя в самом начале такая численность персонажей, характерная для романов Остин, немного пугает).
При этом главная героиня, которую можно описать как адскую смесь из красоты, ума, язвительности, кокетства, полнейшего бесстыдства и спеси, вынуждена взаимодействовать практически со всеми. Взаимодействие это в основном заключается в том, что леди Сьюзан считает, что ей все должны, из-за чего портит жизнь окружающим (особенно тем, кто мешает ей наслаждаться жизнью), одну за другой меняет маски и умудряется сбивать с толку даже тех, кто не только наслышан о ней, но и уже успел пострадать от ее непосредственных действий. Плетя интриги, в том числе и любовные, и манипулируя всеми вокруг, она словно живет по завету другого английского классика, когда-то написавшего, что эгоизм – это не значит жить так, как вы хотите, это требование к другим жить так, как вы этого хотите. Как только Сьюзан прогорает (а это случается чаще, чем может показаться), включается ее несокрушимый механизм защиты. В первый момент ее попытки обратить ситуацию в свою пользу выглядят смешно, но затем претензии, предъявляемые к другим, начинают выглядеть на удивление обоснованно. Простейший пример: женщина передает с молодым человеком, будущим женихом, письмо к подруге с просьбой задержать его подольше, потому как к ней должен приехать другой господин, с которым она давно состоит в незаконных отношениях. В момент передачи письмо случайно видит жена того самого подло изменяющего господина, распечатывает его и в истерике зачитывает вслух всем присутствующим, в том числе ошеломленному жениху. Когда тот собирается с духом и решает прояснить ситуацию, его, все еще растерянного, встречает залповый огонь из всех орудий. Сьюзан встает в позу – на этот раз невинной и обманутой жертвы, чье доверие грубо попрали – если человек способен нарушить тайну личной переписки, то он негодяй, недостойный ни ее общества, ни тем более руки и сердца и вообще может катиться куда захочет.
Именно такие агрессивные методы защиты делают ленту не только смешнее, но и хуже: во-первых, однообразные выпады быстро надоедают, хотя, признаться, во время просмотра об этом не задумываешься – действие развивается довольно динамично, к тому же в сюжете присутствует некая интрига – как она выкрутится на этот раз? Тем не менее, как только становится ясно, что Сьюзан каждый раз заводит одну и ту же песню о том, что виноваты все кроме нее, наступает разочарование. Нисколько не уменьшается оно и к кульминации: казалось бы, за такое аморальное поведение хотя бы карма должна сработать. Но нет, финал слишком наивен и незамысловат – каждый получает не то, чтобы по заслугам, а то, чего хотел, разве что глупость по всем законам жанра оказывается в минусе.
«Любовь и дружба» производит скорее двойственное впечатление: во время просмотра она кажется оригинальным, очаровательным и местами уморительно смешным фильмом, в котором серьезность поднимаемых тем смягчается свойственной Остин иронией. После – легковесным развлечением, из которого запоминаются в основном словесные перепалки, забавные, но местами доходящие до откровенного хамства, а также тот напор, с которым миссис Вернон разыгрывает из себя жертву. Из головы вылетают и прелестная наивность юного Реджинальда де Курси, и сестринская/материнская/отцовская озабоченность его судьбой, и застенчивая робость дочери Сьюзан Фредерики, и многое другое. Итоговое впечатление в общем-то полностью зависит от того, с какими ожиданиями вы подходите к просмотру: с точки зрения формы «Любовь и дружба» оказывается постановочной и несколько напыщенной, но красивой (неплохие пейзажи, изящные костюмы и приятный саундтрек) картиной. С точки же зрения содержания от нее тоже можно получить немалую степень удовольствия. Но оно испаряется, стоит только начать вдаваться в моральную сторону вопроса и задумываться о духовно-этических ценностях – экранизация «Леди Сьюзан» внезапно дает положительный ответ на вопрос о том, помогают ли продвинуться в жизни цинизм и лесть, манипуляции и подставная учтивость, отчаянное кокетство и лицемерие. Самое обидное во всем этом то, что, если в памяти и остаются простейшие перипетии сюжета, афоризмы надолго не задерживаются – да, шутки невероятно уместны в контексте происходящего, но как только «Любовь и дружба» подходит к концу, вспомнить даже пару из них становится проблематично. Впрочем, может это и к лучшему: если разовый просмотр способен изрядно повеселить, актуальный (хоть и чисто английский) юмор и насмешливая ирония гарантируют не меньший эффект и при всех последующих.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 18 августа