КРУТЫЕ МЕРЫ (BASTILLE DAY)
2016, Великобритания-Франция-США, 92 мин.
Жанр: боевик, драма
Режиссер: Джеймс Уоткинс
В ролях: Идрис Эльба, Ричард Мэдден, Келли Райлли, Шарлотта Ле Бон, Анатол Юсеф
В один из тихих парижских вечеров, аккурат накануне Дня взятия Бастилии, карманник Майкл Мэйсон выкрадывает у чересчур взволнованной девушки рюкзак. Не найдя ничего ценного, он выбрасывает его на помойку и едва успевает сделать пару шагов, прежде чем находящаяся внутри бомба срабатывает, унося жизни четырех человек. Меньше чем через час Майкл оказывается не только во всех экстренных выпусках новостей, но и на прицеле у спецслужб. И пока французская полиция занимается распространением фотографии подозреваемого, доблестное разведывательное управление уже знает где найти сбежавшего из Штатов молодого человека. И что бы вы думали? За Мэйсоном отправляют наименее подходящего для такого задания кандидата – Шона Брайара, провалившего из-за сложного характера целую кучу заданий в горячих точках, включая Багдад.
В досье одного числится «недальновидный и склонный к рецидивам преступник», у второго – репутация безответственного и своевольного агента, готового жертвовать людьми ради конечной цели. Этим двоим, самому ловкому в городе вору и человеку, который привык решительным образом вмешиваться в происходящее, предстоит найти девушку Зои, выяснить, откуда у нее взрывчатка и какова следующая цель – город в преддверии праздника накрывает лавиной террористических угроз, а уровень опасности взлетает до самого критического.
«Крутые меры» представляют собой микс из знаменитых видов Парижа, уличных стычек, недовольства существующими порядками, жадности, коррупции, копов под прикрытием, террористической угрозы и, наконец, взаимоотношений полиции и иностранных спецслужб. Иногда создатели сознательно тянут время (и интригу), заводя героев в кучу разных мест – от конспиративных квартир ЦРУ и кварталов скупки краденого до штабов националистических партий и мест работы лиц, покрывающих тех или иных героев. Чаще, к обоюдной радости, сюжет разбавляют зрелищем: в программе ежеминутные подставы, влекущие за собой эффектные погони и рукопашные схватки, ловкость рук и не слишком банальные протагонисты.
Эльба здесь сама брутальность: его агент Брайар готов и пистолет невиновным людям в рот засунуть, и машину, по которой стреляют, вести, не моргнув глазом. На протяжении операции он нарушает, кажется, абсолютно все правила субординации и беспрестанно учит жизни случайного напарника, в основном, вещая нечто вроде «Будь мужиком!». Пробить эту стену, похоже, нереально, даже несмотря на характеристики вроде «опрометчивый»: у Шона всегда есть план, а после обескураживающего противника действия обязательно следует не менее эффектная и лаконичная фраза «И че дальше?». Майкл в исполнении Ричарда Мэддена – непредусмотрительный карманник со взглядом потерявшегося щенка, который не имеет ни малейшего понятия о том, чего хочет от жизни – не то поступления в медицинский и блестящего научного будущего, не то просто легкого заработка. Не ожидав от жизни такого крутого поворота, он определенно напуган, и в основном либо сбегает (поправка: пытается сбежать), либо тихо офигевает от происходящего. Зои, у которой в самом начале сюжета в сумке невзначай завалялась бомба, отличает удивительное сочетание смелости и доверчивости. По сути, создатели только слегка затрагивают биографии персонажей, очерчивая контуры их характеров и мотивацию, но даже таким не особо деликатным и оригинальным штрихам уделяется минимальное количество времени: «Крутые меры» оказываются в первую очередь на удивление крепким боевиком, а не драмой о трудном детстве героев.
О сюжете сложно рассуждать, не заспойлерив основные фишки, однако стоящих идей тут достаточно. Взять хотя бы ту, что даже простые хэштэги в интернете способны стать сокрушительным оружием. Или мотив, свойственный Франции во все времена: создатели всеми силами дают понять, что идеи свободы витают в воздухе точно так же, как и двести лет назад, любая искра недовольства тут же перерастает в открытый протест, а уж организованный (как бы это не звучало) и направленный в нужное русло хаос грозит просто катастрофическими последствиями. Поначалу не отпускает мысль о том, что кинематографические выдуманные теории заговора, на чтобы они ни были направлены, меркнут на фоне того, что действительно происходит в мире. Но в конце концов зрелищность и чуть смещенный фокус переводят картину скорее в разряд адреналинового удовольствия. В итоге «Крутые меры» оказываются довольно бодрым развлечением: фильм не успевает надоесть из-за не слишком большого хронометража, но зато может похвастаться внятными сюжетными уловками, очень неплохим экшеном, определенной долей юмора и харизматичным кастом.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 28 июля