Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Землетрясение
Автор: Анна ЕнтяковаДата: 02.12.2016 16:57
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
2016, Армения, Россия, 102 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Сарик Андреасян
В ролях: Константин Лавроненко, Мария Миронова, Виктор Степанян, Татев Овакимян, Михаил Погосян



7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту по местному времени в Армении произошло катастрофическое землетрясение. Серия подземных толчков за 30 секунд практически уничтожила город Спитак и нанесла сильнейшие разрушения городам Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан (ныне Ванадзор) и Степанаван. По подсчетам специалистов, во время Спитакского землетрясения в зоне разрыва земной коры была высвобождена энергия, эквивалентная взрыву десяти атомных бомб, каждая из которых была подобна сброшенной в 1945 году на Хиросиму. В результате землетрясения по официальным данным погибло 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, а 514 тысяч человек лишились крова. Всего от стихии пострадал 21 город, а также 350 сел, из которых 58 были полностью разрушены. Мощная волна прокатилась не только по Советскому Союзу, но и ближнему и дальнему зарубежью, причем как в прямом (отдельные подземные толчки были зарегистрированы научными лабораториями в Европе, Азии, Америке и Австралии), так и в переносном смыслах. В Армению ехали помогать отовсюду, организовывали гуманитарные коридоры. Но на дорогу по разрушенной местности требовалось время, и первая ощутимая помощь стала прибывать в республику только спустя несколько дней после землетрясения.

Первый драматический фильм Сарика Андреасяна начинается за восемь лет до трагедии: в туннеле без особых на то причин сталкиваются два автомобиля. Выживших двое – Константин Бережной, которого обвинят в аварии и отправят в тюрьму отбывать срок, и двенадцатилетний Роберт, которого в бессознательном состоянии мужчина вытащит из машины. В 1988 году Константин возвращается в Ленинакан к жене и двум детям. Город живет обычной жизнью: люди работают, ссорятся, мирятся, празднуют дни рождения и с нетерпением ждут своих родных – но ровно до того момента, пока на часах стрелка не доходит до рокового деления 11:41.

Константин, находящийся на борту самолета, видит, как под ним разверзается земля, а пятиэтажки складываются, словно карточные домики. Вблизи все еще страшнее: люди погибают под завалами, оказываются заживо погребенными под тоннами цемента и бетонных плит, а выжившие не могут найти ни собственных родных, ни домов, потому что улицы просто перестают существовать. Те, кому повезло спастись, начинают первые спасательные операции: голыми руками разбирают завалы и перевозят раненых и мертвых к спешно развернутым посреди руин госпиталям.

Очевидно, что Андреасян делает ставку на эмоциональность, а основные дилеммы в его картине посвящены проявлениям героизма и гордости, «правильности» и «неправильности» поступков, а также вечному мотиву того как проявит себя тот или иной человек в экстремальной ситуации, хватит ли ему мужества противостоять беде, особенно общей. В основу сюжета легли реальные жизненные ситуации, некоторые из которых воссозданы с документальной точностью – часть титров, например, представляет собой архивную фотохронику уже практически двадцативосьмилетней давности с приведенными в сравнение кадрами из фильма. Проблема же заключается в том, что сценарий отчаянно пытается увязать всех героев и максимально подробно показать переплетение их судеб, но при этом слишком грубо «сшивает» истории различных действующих лиц. Фокус перескакивает с одного персонажа на другого, многие оказываются в одной связке, и это выглядит не как злая воля судьбы или проявление идеи единения, а как банальная подогнанность фактов, причем в ущерб логике. Именно из-за этого возникают раздражающие несостыковки и вопросы, ответов на которые попросту не существует.

Компьютерная графика в ленте тоже выглядит не слишком удовлетворительно, но со своей задачей спецэффекты вполне справляются – продемонстрировав масштаб и стремительность катастрофы, фильм тут же бросает все силы на бесперебойную генерацию драматизма. Тяжелых моментов тут не просто много, по сути, можно сказать, что из них одних «Землетрясение» и состоит. При этом зрительское отношение к постоянному возрастающему количеству горя – в первую очередь личного, может варьироваться в крайне широком диапазоне. Но в итоге важным оказывается не то, работает драматизм за счет мощных актерских работ и полнокровного, максимально правдоподобного отражения трагедии, или как искусная психологическая манипуляция, главное именно то, что он работает.

Ближе к финалу желание показать несколько историй, несколько семей, связав, пусть и иногда чересчур искусственно, разные жизни, которых коснулась общая трагедия, приобретает отчасти эпический масштаб. При этом Сарику стоит отдать должное – эмоциональная вовлеченность, личные переживания и воспоминания, а также национальная принадлежность тут играют явно не последнюю роль: фильм не кидает ни в спекулятивную крайность, ни в излишнюю блокбастерность. Да, здесь определенно есть спорные режиссерские и сценарные решения, есть перегибы с точечной наивностью изложения, но при всем этом очевиден факт – «Землетрясение» обладает мощнейшим эмоциональным ядром и очень непростой, до полного неприятия, атмосферой страха и напряжения. Что удивительным образом подкупает и действительно трогает, несмотря на всю сложность и опасность выбранной тематики и предыдущие работы режиссера.

Анна Ентякова

В кинотеатрах с 1 декабря
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 472 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio