ГОЛОС МОНСТРА (A MONSTER CALLS)
2016, США-Испания, 108 мин.
Жанр: фэнтези, драма
Режиссер: Хуан Антонио Байона
В ролях: Льюис МакДугалл, Сигурни Уивер, Фелисити Джонс, Тоби Кеббелл
Однажды ночью, ровно в 12:07, к тринадцатилетнему Коннору О’Мэлли впервые приходит Монстр. Монстр в виде огромного тисового дерева, растущего на кладбище, которое видно из окна его спальни, монстр с горящими глазами и голосом, от которого дрожат стены. Но у Коннора слишком много дел и он слишком устал, чтобы пугаться. Мама мальчика смертельно больна, из-за чего дом держится только на нём, строгая бабушка, которую он считает бессердечной, на этот раз категорична и хочет забрать его к себе, а отец уехал в Америку к новой семье и приезжает очень редко. В школе знают о несчастье О'Мэлли, но учителя, кажется, совершенно не понимают, как вести себя с отгородившимся от мира ребенком. Местные задиры увидели в тихом мальчишке жертву, неспособную дать отпор, а еще Коннора мучают ночные кошмары, в миллион раз худшие, чем оживший старый Тис, пусть и с огненными глазами. Но Монстр просто так не уходит, он обещает рассказать мальчику три истории: о старом короле, его новой жене – злой королеве, молодом принце и его возлюбленной; о жадном знахаре и священнике, у которого заболели маленькие дочери; и о человеке-невидимке, который захотел стать видимым. А взамен, несмотря на яростные протесты, требует, чтобы Коннор рассказал четвертую, которая станет правдой – о том, что он скрывает, и в чём не готов признаться даже себе самому.
Жанр книги, начало которой положила Шиван Доуд, скончавшаяся от рака на сорок восьмом году жизни, и которую завершил Патрик Несс, зарубежные литературные критики определяют как дарк-фэнтези драму. Эта же формулировка вполне корректна и для экранизации – действие распадается на реальное и фантастическое начала, при этом причудливо переплетающиеся между собой. Действия, совершаемые мальчиком в воображаемом мире, становятся своеобразной проекцией его мыслей и желаний, выстраданных, лихорадочных, причиняющих боль своей неестественностью. Реальность, в свою очередь, вторгается в фантазию, а ещё существует отдельное пространство для рассказываемых Тисом историй – растекающийся, подвижный акварельный мир, который делает ленту по-настоящему завораживающей.
Но еще и очень печальной – финал очевиден с самого начала: в историях о раковых больных редко находится место для счастливой развязки, а смотреть или читать их всегда непросто. Болезнь оставляет свой отпечаток не только на умирающих и их родных, но так или иначе заставляется задуматься каждого, кто о них узнает. Предчувствие неизбежного, смешанное с чувством несправедливости, отчаянием, усталостью, страхом и угасающей надеждой – все это тяжело для восприятия, от этого хочется сбежать, найти хоть какой-то выход. Особенно сильно – тем, кто живет с постоянной мыслью о том, что выхода нет. Именно поэтому реальная часть ужасает намного сильнее, чем Монстр, приходящий по ночам. Но при этом она, будучи правдивой и эмоциональной, еще ярче проявляется через фантастическую – наполненную множеством аллюзий и предлагающую возможность наконец выплеснуть накопившуюся боль.
«Голос монстра» – произведение, существующее в каком-то совершенно особенном измерении, несомненно мрачное, но и увлекающее: зритель постепенно узнает зачем нужны эти три сказки, какой будет четвертая и к чему всё в итоге приведет. При этом на протяжении всего хронометража не создаётся впечатления искусственности или вторичности: и персонажи, и микро-сюжеты, и даже мастерски расставленные акценты оригинальны. Через запутанные отношения, в которых так или иначе находится одно объединяющее звено, и тему преемственности – художественный талант и страсть к рисованию передается из поколения в поколение практически так же, как мечты и фантазии – фильм смело говорит со зрителем о необходимости разделять общее горе, не замыкаться в себе и находить смелость взглянуть правде в глаза, какой бы мучительной она ни была. А также напоминает о том, что мир не делится на чёрное и белое, и что иногда истории, которые можно упрекнуть в излишней мрачности, способны очень глубоко и мудро рассказать об исцелении, пусть и не таком, каким его обычно представляют.
Анна Ентякова
В кинотеатрах со 2 февраля