ЛОГАН (LOGAN)
2017, США, 137 мин.
Жанр: экшн, триллер, драма, фантастика
Режиссер: Джеймс Мэнголд
В ролях: Хью Джекман, Патрик Стюарт, Дафни Кин, Бойд Холбрук, Стивен Мерчант, Элизабет Родригез
Суровый «Логан» яростно ворвался в кинотеатры в самом начале весны. Прощальное выступление полюбившегося героя запомнится надолго, потому что Джеймс Мэнголд с командой невзначай выдали не только лучший фильм в трилогии о Росомахе, но и лучшую картину всей франшизы о мутантах с приставкой «Х» вообще. От «супергеройского» кино обычно принято ждать исполинского масштаба происходящего и впечатляющих спецэффектов, но в данном случае создатели сделали всё в точности до наоборот. Уже название ленты намекало, что она ожидает быть в первую очередь о неоднозначной личности, а не развлекать нас эксплуатацией боевых способностей индивида – собственно, на это и делался акцент во всех промо-материалах. Но доверия к ним особого не было, даже при том, что Мэнголд сам неоднократно заявлял: «Логан» по тональности будет разительно отличаться от других фильмов франшизы. К счастью, в этот раз нас не обманули. Несмотря на то, что дежурный пролог, в котором под раздачу попадают незадачливые бандиты, достаточно шаблонен, в дальнейшем фильм стремительно «заземляется», пропитывается мрачной атмосферой безысходности и практически забывает как о своей фантастической составляющей, так и о типичном для жанра пафосе с бравурными речами «правильных» героев.
Логан (Хью Джекман) здесь уже не тот, что был прежде: вопреки своей биологической аномалии он всё же заметно постарел физически, регенерирует не столь быстро и чувствует себя отвратительно. Окружающий его мир условного 2029-го тоже уже сильно изменился: новые мутанты вроде как перестали рождаться, а старых практически не осталось. Герой чувствует себя бесполезной ошибкой природы, и забота о престарелом профессоре Ксавьере (Патрик Стюарт) – единственное, что поддерживает его на плаву. Профессор чувствует себя ещё хуже – и видеть некогда одного из выдающихся умов планеты в таком плачевном состоянии воистину тяжёлое зрелище. Эта нехитрая экспозиция занимает совсем немного времени – здесь масса незначительных мелких деталей, но нет ничего лишнего, нет искусственного психологического давления, несмотря на депрессивную атмосферу. Отсутствуют затягивающие действие флэшбэки и прочие ненужные «лирические отступления»; герои немногословны, но все нюансы истории прекрасно считываются без разжёвывания или фрустрации. Когда в кадре появляется Лора (Дафни Кин) – действие уже практически полностью переходит в режим реального времени. Логан не спешит помогать юному дарованию – в первую очередь, он заботится о жизни профессора и о своей собственной. Но обстоятельства складываются так, что им приходится пытаться выжить бок о бок. Просто выжить самим, без пафосных лозунгов о спасении мира. И герои оказываются вынуждены отправиться в абсолютно спонтанное путешествие, условно говоря «путешествие в никуда», поскольку у Логана есть очень большие сомнения в том, что конечная остановка существует.
Эту ноту рокового фатализма создателям удаётся держать превосходно, и она очень хорошо вписывается в общую концепцию. Но ещё более примечательно, как умело они работают с ритмом фильма, искусно уходя от приевшихся шаблонов масштабного кино и переводя всё в условный режим нон-стопа, как правило, присущего камерным триллерам и качественным боевикам. Фокус на главном герое обеспечивает максимум действия в реальном времени, что превосходно сказывается на погружении в происходящее. В то же время, чтобы усилить этот эффект, создатели практически отказались от флэшбэков: в этом отношении только сцена с записью из лаборатории несколько выбивается из общей концепции. Формально она не является флэшбэком, поскольку герои просматривают её на телефоне, но всё же, учитывая общую структуру фильма и тот эффект, который он создаёт, можно было бы отказаться от неё и найти способ вписать эту информацию в повествование более органичным способом. С другой стороны, нельзя не отметить, к примеру, сильный монолог раскаяния профессора: в типичном блокбастере эту сцену наверняка бы раскрасили живописными вставками кадров из прошлого, но создатели не стали прибегать к такой банальности, положившись лишь на талант Стюарта и атмосферный саундтрек – и результат оказался куда эффектней.
Несмотря на ярко выраженную ставку на развитие в реальном времени и очевидную прямолинейность, здесь, как ни странно, нет упора на экшн. Он присутствует в совершенно разумных дозах, и благополучно отходит на второй план перед самой что ни на есть настоящей драмой, когда это необходимо. Но когда он на первом плане – боевые сцены великолепны. Опять же, потому что создатели снимают чистый экшн, практически не уделяя внимание фантастической составляющей и прочим типичным для весёлых блокбастеров красивостям. Всё очень натурально, мрачно и жестоко – а драйв прекрасно подчеркивается мощным и совсем не банальным скором Марко Белтрами. Кроваво, но не настолько, чтобы на брызгах в разные стороны делался искусственный акцент, как в простеньком guilty pleasure. Отрубленные головы и конечности – это понятно, но больше всего впечатляет жестокость многих сюжетных моментов, которые обычно немыслимы в высокобюджетном студийном кино. И всё это не ради дешёвых шокеров, а для того, чтобы подчеркнуть основные идеи, которые в финале (и ещё один раз до этого) проговариваются буквально.
В конце концов, может сложиться впечатление, что основная заслуга «Логана» в его «нетипичности» относительно жанра, но на деле это совсем не так. Если разобраться, то никакой революции Мэнглонд не делает – он, наоборот, использует самую что ни на есть классическую стилистику, которую мы видели во многих вестернах или в фильмах вроде того же «Леона»: возвращается, так сказать, к истокам, однако, берёт для этого отнюдь не самый очевидный материал. В этом и заключается уникальность «Логана». Это прекрасный самостоятельный и самобытный фильм, в котором классические мотивы и высочайшее постановочное мастерство обрастают дополнительными атрибутами в виде узнаваемого героя и причастности к долгоиграющей комикс-франшизе. Получилось универсальное кино для всех, не только для фанатов и просто любителей жанра. Но без одного ингредиента эта концепция точно бы не сработала – Мэнглонд и Джекман вложили в финальный выход своего героя столько души, что фильм, несмотря на всю его жестокость, оставляет после себя лишь ощущение подлинной человеческой теплоты. На фоне современных стерильных высокобюджетных пустышек это дорогого стоит.
Василий Марин
В кинотеатрах с 2 марта