Если бы вдруг кто-то спросил, какой фильм вдохновил нас на создание этой рубрики, то отметить «Утомлённых солнцем 2» было бы враньём, но враньём подходящим.
УТОМЛЁННЫЕ СОЛНЦЕМ 2: ПРЕДСТОЯНИЕ / УТОМЛЁННЫЕ СОЛНЦЕМ 2: ЦИТАДЕЛЬ
Жанр: военная драма с внезапными вкраплениями нечаянной комедии
2010-2011, Россия, 181+157 мин.
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Сергей Маковецкий, Дмитрий Дюжев, Артур Смольянинов, Андрей Мерзликин
По странному стечению обстоятельств, именно в тот счастливый год, когда Россию на крупнейших международных фестивалях с огромным успехом представляли такие достойные ленты как «Елена» и «Фауст», на соискание самой известной кинематографической премии был выдвинут фильм, который, в принципе, не стоило снимать. Видимо, Россия – действительно страна контрастов и парадоксов. Наш журнал поддерживает сию парадоксальную традицию, а потому претендент на золотого болванчика оказался на растерзании в ампутационной рубрике «Not for Oscar» – на законном месте в истории мирового кинематографа.
Каким бы ироничным ни было название рубрики, но сегодня на хирургическом столе расплылось нечто под названием «Утомлённые солнцем 2», которые своим названием, естественно, собираются привлечь тех, кто влюбился в фильм первый. Но если «Утомлённые солнцем» по своему качеству – это кусок отличного и сочного стейка, то «Утомлённые солнцем 2» – именно то, что будет со стейком, если оставить лежать его на столе 15 лет.
Наслушавшись «Мулен Ружа» от Бьянки, Михалков, вероятно, так же решил, что он всё ещё сексуален и строен, а потому быть продолжению! Благо, и сама премия «Оскар» давно не видывала стоящего кинематографа из страны медведей и балалаек, а всё потому, что Балабановы, Звягинцевы и компания – для Михалкова режиссёрами не являются, ведь снимают не глобально, да и как-то совсем уж уныло. Стоит ли говорить, что один вид барина в «Сибирском цирюльнике» ставит на колени все малохольные «Морфии» и «Возвращения». Накануне и Сокуров попал под раздачу, наглядно убедившись в том, что его «Фауст» с мощнейшим первоисточником и победами на фестивалях – не более чем пустышка, пустышкой снятая, пустышками сыгранная.
Самое время открыть пространственно-временной портал, чтобы удрать прочь из этой дурацкой параллельной вселенной, но, увы, вселенная у нас одна, а потому будем рассуждать о том, насколько круты, правдивы и уникальны «Предстояние» и «Цитадель». Вспомнив о том, что искусство не тонет, Михалков в срочном порядке воскрешает себя, Меньшикова и дочурку, потому как кроме Отца, сына и святаго духа русской интеллигенции играть будет некому. Но, перестраховавшись, на всякий случай пригласил всех остальных, чьи фамилии мелькали в титрах последние лет пять, но чтобы подстраховаться вновь, всех известников, а именно – Маковецкого, Панина, Мерзликина, Дюжева, Смольянинова, Миронова, Мадянова назначил играть дебилов, чтобы г-н Котов выглядел особенно достойно и благородно.
Оставаясь человеком скромным по своей природной натуре, Михалков играет обыкновенного рядового в штрафном батальоне, но по причине того, что командование, которое назначил режиссёр, страдает острой формой идиотии и слабоумия, за советами ходят именно к Котову, как к гласу народа, гласу униженных и оскорбленных, заживо погребенных, чести и девственности лишенных.
С завидной регулярностью, раз в сутки, команду комдивмэна атакуют воспитанные фрицы, которые сжигают деревни, творят разбой, но при этом любезно дарят шоколадки с фотографией тамошнего вождя, одновременно устраивая шуточные ковровые бомбардировки переваренными бургерами. Республика в опасности, и Сталин бьет тревогу, сообщая, что Котова необходимо вернуть из штрафбата, потому что ключ к победе кроется именно в Комдивмэне.
If there's something strangeIn your neighborhood
Who you gonna call?
Comdivman!
И не иначе.
Героизм комдивмэна проходит тонкой едва заметной линией сюжета, по факту же являясь единственным, что должно вызвать интерес на протяжении пяти часов. Нетрудно углядеть, что в каждом героизме заключён сокрушительный в своей силе символизм, ведь сцена, где Котов поднимает гнилой деревяшкой танк – это на самом деле Михалков своими голыми трудовыми руками поднимает наш кинематограф из небытия, ведь еще лет пять назад бюджет в 45 миллионов евро казался нам заоблачным. Ну и, конечно же, легко читается метафоричность сцены, в которой Комдивмэн наносит сокрушительный удар по группировке гопников-бендеровцев. Ведь это всё тот же удар в стиле кунг-фу по лицу жестокого тирана-яйцеметателя. Но даже когда фантазия зрителя готова к покорению новых вершин героизма и силы Комдивмэна, Михалков удивляет новым сюжетным поворотом – когда ничего не ожидавшие фрицы, готовые сдаться без боя в момент атаки с черенками, получают ядерный взрыв в свою Цитадель, потому что недооценили суровость взгляда Комдивмэна.
Немного удручает ироничность концовки, когда михалковское чадо с голыми грудями остается стоять на мине, будто опасаясь, что при взрыве ей хоть что-то может нанести вред. Вполне возможно, что Комдивмэн не объяснил ей то, что сверхспособности передаются по наследству, что есть упущение, пусть и незначительное, потому как в целом чадо смекнуло о своей избранности, а потому и творит добро и без зазрения совести сеет хаос в рядах фашистов не меньше, чем ее доблестный батька, исцеляет солдат бинтами и буферами, неся правду и спасение во имя Луны.
Складывается ощущение, что на самом деле Михалков снимал какой-то фантастический боевик, в котором он забросил своих героев в прошлое, чтобы те творили добро, показывали свою крутизну и славили себя, но по какой-то непонятной причине в итоге решил сделать о войне.
Нет смысла уходить в моральные пляски, потому как «Предстояние» и «Цитадель», словно два уродливых брата (или сестры), близки к реальности настолько же, насколько «Очень эпическое кино», с которым их роднит и удивительное в своей искромётности и свежести чувство юмора. Но Михалков оказался настолько благородным, что снимая по сути дела исключительно для премии, он посвятил фильм ветеранам, которые едва ли прониклись зрелищем, и уж тем более, едва ли поняли, кому оно посвящено, не стартуй фрики аккурат ко дню Победы. Такой вот конфуз случился.
Но без плюсов всё же не обошлось. Например, если кто-то захочет поиграть в «знаете ли вы», тот может заметить, что пародия на «Утомлённых солнцем 2» в «Самом лучшем фильме» – это единственная пародия, которая сумела оказаться лучше оригинала. Оно и понятно, Харламову, несмотря на безумнейший потенциал, ещё рановато тягаться с самим Михалковым, но, как говорится «делай, что должно и будь, что будет». Годы Михалкова, к счастью, уже не юные, но и медицина (в данном случае – к сожалению) процветает. Так или иначе, смена уже есть, осталось человеку на «Х» получить премию, дабы гонора поднабраться, да и в супергероичность уверовать.
Аминь.
Артур Сумасшедший