ЖЕНИХ С ТОГО СВЕТА
1958, СССР, 51 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Леонид Гайдай
В ролях: Ростислав Плятт, Георгий Вицин, Вера Алтайская, Рина Зеленая, Александра Данилова
– Я управляющий «КУКУ»!
– Очень может быть!
Первую комедию Леонида Гайдая зрители увидели в весьма сокращенном варианте. Полнометражный фильм был урезан по приказу министра культуры СССР Николая Михайлова. Цензура. Символично, если учесть, что фильм высмеивает бюрократическую систему. Тем не менее, получившийся кинофельетон оказался цельным произведением и даже сейчас вызывает положительные эмоции, оставаясь актуальным.
– На месте пострадавшему была оказана первая помощь,
после чего он скончался.
Сюжет картины прост и одновременно интригующ. У директора «КУКУ» (Кустовое управление курортными учреждениями) Петухова С.Д. на перроне вокзала украли бумажник с деньгами и документами. Кара настигла вора незамедлительно – он попал под колеса легкового автомобиля. Трепетный и боязливый заместитель Фикусов, не глядя на тело, опознал в покойном своего руководителя. И пока Семен Данилович делал предложение своей возлюбленной, в «КУКУ» вовсю готовились с помпой проводить в последний путь товарища директора.
– Правильно, планировать всегда нужно девочку.
Родится мальчик – пойдет как перевыполнение плана!
Казалось бы – в чем проблема? Вернуться, успокоить сослуживцев, работать дальше, завести семью и жить себе в счастливом коммунистическом обществе. Но не таков гражданин Петухов. Он истинный крючкотвор, возносящий официальную бумагу и ценящий ее несоизмеримо выше самих людей. В том числе и себя самого. Согласно протоколу он мертв, посему уволен с работы. Ни денег, ни документов. А своего заместителя он выучил неплохо – без официальных бумаг Фикусов не признает Петухова живым, что приводит героев к замкнутому кругу. Простейшие варианты разрешения проблемы – разорвать приказ и забыть о нем – не принимаются, а строятся сложные комбинации, которые в итоге должны обеспечить гражданину официальное воскрешение. Приведет это к не самым веселым для героев последствиям, ведь кино еще и поучительное. Что, впрочем, не мешает подать историю в юмористическом ключе.
– Я не кукую, товарищ, я сообщаю название учреждения!
Разнообразию комедийных приемов, задействованных Леонидом Гайдаем можно только восхищаться. Или завидовать, если вы режиссер российских комедий. Общий сатирический фон, высмеивающий бюрократические проволочки. Забавные ситуации, то и дело возникающие по логике повествования. Хлесткие диалоги, которые можно разбирать на цитаты. Выверенность каждой фразы, вплоть до табличек с названиями организаций (НИИГУГУ, Райпиявка и т.д.). Музыкальное сопровождение, операторская работа и даже монтаж, несмотря на скудность технического оснащения, играют свою роль, создавая светлую и несерьезную атмосферу.
– Пусть привезет дополнительную справку о том,
что беременный гражданин Матвеев действительно является женщиной.
И, конечно, актеры. Ростислав Плятт и Георгий Вицин разыгрывают свой дуэт просто великолепно. Как водится, не обошлось и без некоторого театрального переигрывания, но в данном случае это кажется уместным. Хороши и второплановые актеры –что невеста Петухова, что рядовые сотрудники «КУКУ», что главврач больницы, и психиатр, и даже стоящие в очереди за справками, все они – живые персонажи, с немного гипертрофированными характерами, как того требует сатирический жанр кинофельетона.
– А вы знаете, что такое любовь до гроба?
– Нет еще, но вам я верю на слово!
«Жених с того света» – кино, которое трудно не любить нашему зрителю. Мы не понаслышке знакомы с бесчисленными проявлениями бюрократии. Километровые очереди за бесконечными бумажками существуют в любом учреждении. Смысл существования некоторых организаций даже неясен. Малейшая ошибка в официальном документе ведет к многочисленным трудностям, трате моральных сил, времени и денежных средств. И пусть кино вряд ли способно помочь своим зрителям с решением этих проблем. Но вот отнестись к схожим ситуациям с юмором и получить заряд позитивного настроения не только во время просмотра, но и позднее, припоминая отдельные цитаты, диалоги и сцены – запросто.
– Учти, Сеня, что мы навсегда запомним
твой светлый, беспокойный образ!
Этот фильм в творчестве Леонида Гайдая – важная веха. Первая комедия. Причем, не просто развлекательное кино, но высмеивание злободневных и всегда актуальных тем. Кто знает, каким был бы дальнейший кинематографический путь Гайдая, если бы эта лента задумывалась иной. И каким остался бы мир советских комедий без вклада Леонида Иовича.
Ренат Гарипов