Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Империя света
Автор: Егор РябцевДата: 08.03.2023 01:48
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ИМПЕРИЯ СВЕТА (EMPIRE OF LIGHT)
2022, Великобритания-США, 115 мин.
Жанр: драма, мелодрама
Режиссёр: Сэм Мендес
В ролях: Оливия Колман, Сара Стюарт, Майкл Уорд, Колин Фёрт, Тоби Джонс, Том Брук, Таня Муди


Должно быть, неслучайно Сэм Мендес выпустил «Империю света» в один год с «Фабельманами» Спилберга. Видимо, поставленный на паузу кинопрокат из-за пандемии дал свои плоды: если Спилберг переосмысливал свою жизнь через призму старого кино, то Мендес вовсю использует воспоминания о тех самых кинотеатрах своей молодости, чтобы создать фон для новой истории. «Империя света», пропитанная ностальгией, как и «Фабельманы», является глубоко личным проектом. Учитывая широкий творческий спектр режиссёра – от «Красоты по-американски» до бондианы, – видно, что «Империю света» Мендес создавал в первую очередь для себя. Получается и этакое признание в любви к кинематографу, и воспоминания о годах своего становления, и даже игра с повесткой (да, здесь есть пара ангажированных моментов, которые, вероятно, были добавлены по наитию из-за следования современным трендам – до того неловко они выглядят в общем контексте).

Действие фильма разворачивается в 1980 году, в маленьком британском городке. В кинотеатре «Империя» (который был натурально воссоздан из руин и использован в качестве декораций) работает администраторша Хилари. Ответственная женщина серьёзно подходит к своей работе, включающей, внезапно, и ублажение эгоцентричного владельца Дональда Эллиса. Хиллари страдает биполярным расстройством, которое однажды привело её к госпитализации в сумасшедший дом. Сейчас же героиня на лекарствах и держится молодцом. Вскоре в кинотеатре появляется новенький работник – молодой чернокожий по имени Стивен. Связь Хиллари и Стивена перерастает в романтические и сексуальные отношения, которые ведут в никуда: Стивен слишком молод и честолюбив, чтобы работать на низкой должности в кинотеатре, а Хиллари уже в возрасте и понимает, что её любовник вскоре её духовно перерастет.

Несмотря на красивое и поэтичное повествование, у «Империи света» есть несколько проблем. Во-первых, личностный аспект. В то время как герои очень интересны, даже самые второстепенные, в романтической составляющей наблюдается проседание. У Хиллари и Стивена нет «химии»; их отношения больше напоминают взаимодействие матери и сына, чем любовников с разницей в возрасте. Во-вторых, в «Империи света» ощущается огромный повествовательный сбой. Дело в том, что сценарий никак не может определиться, с чьей точки зрения представлять историю, а это важно. Фокус постоянно скачет с позиции Хиллари на Стивена и наоборот; Мендес колеблется и никак не может выбрать центрального героя. Из-за этого и зрители оказываются в замешательстве относительно того, о ком собственно эта история. В конце концов ответ на этот вопрос даётся, но как-то не изящно: многое вполне можно оставить за кадром.

В остальном же всё здорово. Мендес мудро не вводил героя-резонёра (в отличие от вновь поминаемых «Фабельманов» Спилберга), из-за чего повествование стало более стерильным, но оттого и более трогательным. Острые вопросы вроде расового насилия и психических заболеваний также передаются честно и со вкусом; так в «Империи света» содержится неудобная, но хорошо поставленная сцена общения Стивена с расистки настроенным посетителем кинотеатра. Разборки со скинхедами менее эффективны, потому что они кажутся манипулятивными и сюжетно вынужденными. При этом «Империя света» сильна в деталях и нюансах, будь то сценарные аспекты или декорации. Естественно, многое строится на актёрской игре: Оливия Колман и Майкл Уорд выдают отличные перфомансы. А операторская работа талантливого Роджера Дикинса и трогательный саундтрек дуэта Резнора-Росса берут за душу.

Во многом «Империя света» напоминает старческое брюзжание Мендеса – зрелищность сведена к минимуму, а ностальгические чувства выкручены так, что с теплотой вспоминать эти золотые деньки будут зрители, даже их не заставшие. К сожалению, режиссёру не всегда есть что сказать и наиболее очевидным это становится ближе к финалу. Видимо, после хорошо поставленного и масштабного «1917», ему нужна была передышка – и на эту роль «Империя света» подходит лучше всего, при том, что большая часть повествования попросту пуста.


Егор Рябцев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 437 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio