Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Ранний Пол Верховен
Автор: 4 шт.Дата: 14.09.2017 12:22
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
«Голландец, завоевавший Голливуд», «великий голландец», «летучий голландец» – какие только метафоры не изобретают журналисты, чтобы назвать очередную биографическую статью о нём.


Мы пойдём другим путем. Мы не будем выдумывать искусственных эпитетов. Пусть Верховен скажет за себя сам.

«В детстве я был влюблён в девочку, родители которой во время войны сотрудничали с нацистами, и один из моих друзей был из такой семьи. Толпа на улице расступалась перед ними, а мне это казалось несправедливым. Когда такие вещи происходят с вами в юности, они сильно влияют на ваше отношение к людям. С тех пор я всегда ищу в злодеях светлую сторону, а в героях — тёмную». Верховен не лукавит. Его фильмы отличаются тем, что в них отсутствует деление на хороших и плохих. Положительный герой всегда может оказаться подлецом, а отрицательный способен вызвать сочувствие и понимание одним гуманным поступком или проявлением искренних эмоций.

Это всё идёт оттуда – из детства, которое пришлось на годы войны. Маленький Пауль Верхувен (по-голландски его имя звучит именно так, это уже позднее режиссёр согласится на американский вариант – Пол Верховен) жил в самом центре оккупированной фашистами Гааги. В 1945 году мальчику исполнилось 7 лет. И к этой золотой поре он уже видел всё: трупы на улицах, расстрелы, бомбёжки…

«Наш район всё время бомбили: там были стратегически важные объекты. Один раз мой дом чуть не снесли с лица земли, и уже потом выяснилось, что у британских летчиков была неточная карта, и они по ошибке бомбили жилые кварталы… Было весело! Мне, ребенку, очень интересно жилось в те дни. Реальность была переполнена спецэффектами, как хороший фильм… С детства я привык думать, что война – нормальное состояние человека. Что оккупация и смерть – в порядке вещей. Я так рос».

Свои детские воспоминания, мальчишеское бесстрашие Верховен пронесёт через всю жизнь. В «Солдатах королевы» зритель не сможет не ощутить юношеское, точнее даже ребяческое, отношение режиссёра к войне как большому приключению – студенты въезжают в войну буквально во фраках и на велосипедах. Вообще, Верховен оказался благодарным выпускником для своей «альма-матер» – Лейденского университета. В тех же «Солдатах королевы» студенты Лейдена (участники братства Минервы, куда в юные годы входил сам Верховен) примут непосредственное участие в съёмках первого эпизода фильма – «посвящение новичков в братство» со всеми настоящими атрибутами этой церемонии, включая супницу с лапшой на голове Хауэра. Всеобщая разудалая юность отразится, как в зеркале, и в «Турецких наслаждениях» – очарование юных героев, хипповский эпатаж, вызов общественной морали, что так свойственно разбитной молодости. Ранние картины Верховена, снятые им на родине – это концентрат всего того, что принято считать аморальным. Здесь и насилие, и физиологический натурализм, и чёрный юмор, и довольно смелая эротика – всё, как в жизни.

«Когда я смотрю современное кино, мне кажется, что герои картин – марионетки. Они либо слишком идеальные, либо слишком мерзкие. Моим героям не нужно "скрывать" то, что они занимаются сексом, ругаются матом, оставаясь при этом вполне положительными. Киномир должен быть не менее многогранным, чем мир реальный!»

Может быть, из-за того, что Верховен честен со зрителем, и публика отвечает ему с теплотой, и его герои завоёвывают зрительскую любовь, несмотря на возмущённые отклики церкви и попытки властей освистать упрямого голландца?

В этой статье читатель не найдет ни грамма занудной критики, потому что при всём различии в подходах к кинематографу, в опыте и личностных качествах, все авторы, принявшие участие в создании этого материала, вложили душу в каждую строчку о любимом режиссёре. Мы понимаем, что осветить в одной статье весь путь Верховена невозможно, поэтому наше «Ретро» ограничится «ранним голландским» периодом творчества, остановившись на том моменте, когда Пол Верховен въедет в Голливуд на белом коне успеха…

Потом в Америке у Пола будет всё – и ослепительные взлёты, и сокрушительные провалы, и снова взлёты… Есть большой соблазн заглянуть в будущее и процитировать слова Пола, сказанные им по поводу, от которого любой другой режиссёр в лучшем случае впал бы в глубокую творческую кому. Кто угодно, только не Пол Верховен. Речь о провале «Шоугёлз» и церемонии вручении антипремии «Золотая малина». Ведь Верховен вошел в историю кинематографа как первый режиссёр, получивший «награду» из рук в руки.

«Я выходил на сцену 7 раз: за худший фильм, за худшую режиссуру, за худшую мужскую и женскую роли, за худшую хореографию, музыку и монтаж. В общем, почти за всё. Я получил 7 "Золотых малин"! И каждый раз, когда я выходил, люди кричали и аплодировали. Один из самых чудесных моментов в моей жизни!»

В этом весь Верховен – человек, не боящийся кривых усмешек и скандалов, умеющий взглянуть недругам в лицо и даже в ситуации проигрыша способный держаться как победитель.

Это будет в далёком будущем, а пока – всё внимание на 1971 год. В Амстердаме молодой и нахальный Пол Верхувен снимает свою первую полнометражную картину «Дело есть дело»… Хлопушка. Проба первая. Дубль первый…

Наталия Сиамская









Нравится
Похожие страницы:
Ранний Гайдай
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 363 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio