РОБОКОП (ROBOCOP)
1987, США, 102 мин.
Жанр: фанастика, боевик, драма
Режиссёр: Пол Верховен
В ролях: Питер Уэллер, Нэнси Аллен, Дэн О’Херлихи, Ронни Кокс
Ценители таланта Верховена меньше всего ожидали от режиссёра, что он возьмётся за фантастический боевик — жанр, вроде как исконно считающийся сугубо американским. Да и сам голландец не горел особым желанием вступать на зыбкую почву ненаучной фантастики – согласно легенде, за съёмки фильма он взялся лишь после уговоров жены, убедившей его, что в истории о неуязвимом киборге с душой человека что-то есть. В результате фильм не только стал первым опытом режиссёра в новом для него жанре, но и в некотором роде определил стиль его дальнейших постановок — в частности, некоторые визуальные находки «Робокопа», вкупе с его мрачно-ироничной атмосферой, Верховен использует, например, в «Звездном десанте». Да и в знаменитом боевике «Вспомнить всё» немало от иронии и жесткости «Робокопа».
Собственно, если уложить синопсис «Робокопа» в несколько сухих строк, становится понятно, почему постановщик первоначально отказался от него. Судите сами – бандиты убивают полицейского, тот возвращается с того света в качестве неуязвимого киборга и постепенно вспоминает своё прошлое. А также своих убийц... Ну разве такой сюжет мог заинтересовать Верховена — создателя скандальных, провокационных лент, которые при всей своей неоднозначности обладали редким и полезным свойством – мгновенно отпечатывались где-то в подкорке зрительского мозга. Верховен любит шокировать и удивлять зрителя, вовлекая его в опасный и вроде как отталкивающий мир своих героев. Он всегда балансирует на грани фола и делает это с редким изяществом и юмором, которые, впрочем, легко принять за издёвку. Более того, нетрудно заметить, что Верховена как режиссёра прежде всего интересуют всё-таки люди и их эмоции. А также причудливые извивы человеческой психики. Что этот человек мог найти в истории о роботе-полицейском?
Однако талантливый человек талантлив во всём, и, взявшись за новый для себя жанр, режиссёр совершенно неожиданно (или как вариант – предсказуемо) не посрамил своё честное имя. Если под авторским кино следует понимать фильм, созданный постановщиком со своим собственным, мгновенно узнаваемым почерком, то «Робокоп» – это стопроцентно авторский фильм. Фильм, который, несмотря на полное соответствие жанру «фантастический боевик», содержит столь едкую сатиру и ехидство, что порой кажется – американец так бы не снял! А вот Верховен с его фирменным цинизмом и умением страшное показывать возвышенным, мало того что снял – порой кажется, что этот сюжет изначально был предназначен только для него.
Мир «Робокопа» в его интерпретации – некий погрязший в коррупции и преступности мирок, этакий «город грехов», только без Родригеса и зелёного экрана. Это никоим образом не мир будущего. Нет, события «Робокопа» происходят здесь и сейчас, а Детройт – это не какой-то футуристический Готэм-сити, это в принципе любой крупный современный город, населённый дельцами и бандитами, причём первые мало чем отличаются от вторых. Напряжение нагнетается мастерски, а редкие (по меркам современного кино) экшн-сцены добавляют фильму энергии и драйва. На общем фоне очень трогательно (но ненавязчиво) «звучит» и главная лиричная тема фильма – собственно, тема главного героя, Робокопа. Между прочим, сам Верховен называл его современным Христом, и это не пустые слова: как Христос умирает за людей, так и офицер Мэрфи умирает за Детройт, и его возвращение в качестве киборга вызывает уже прямые параллели с воскрешением Иисуса. Тема воскрешения-возвращения и последующих за этим сомнений и мучений будет возникать на протяжении всего фильма, но – ненавязчиво. Просто если зритель захочет задуматься над тем, насколько ужасна такая судьба, он задумается и ужаснется. Не захочет – и не надо, пусть наслаждается действием и иронией. Как и всякий отлично сделанный фильм, «Робокоп» многогранен – в нём каждый найдёт свою радость.
В связи с упоминанием главного героя будет уместно вспомнить, что «Робокоп» – один из тех редких фильмов того времени, в которых не снимался любимец Верховена Рутгер Хауэр. И это при том, что изначально в главной роли режиссёр видел именно его, но... не сложилось. В результате роль отошла к американцу Питеру Уэллеру, и, надо заметить, это как раз тот случай, когда вроде бы печальное событие – разрыв режиссёра с любимым актёром, пошел фильму только на пользу. Ибо для того, чтобы представить Хауэра с его мощной отрицательной харизмой в роли Мэрфи, надо иметь очень богатое воображение. А вот Уэллер как раз обладал ярко выраженным положительным обаянием, плюс от него явно исходило ощущение надёжности и силы – именно поэтому отважный полицейский в его исполнении вызывал не только доверие, но и симпатию. А это очень важно, ведь главный герой и его переживания – эмоциональный стержень картины.
Однако было бы неверно не упомянуть о некоторых слабых сторонах фильма. С некоторой натяжкой к недостаткам можно отнести технически устаревшие спецэффекты – с натяжкой, ибо это не объективная недоработка съёмочной группы. Это следствие возраста картины – увы, со временем устареют все, даже самые технологически продвинутые фильмы. Но следует признать, что по причине не самых совершенных спецэффектов многие современные зрители, избалованные чудесами «Аватара», могут попросту не принять ленту. Второй аспект – жестокость картины, в ряде случаев вроде как даже и чрезмерная. Верховен остаётся верен себе. Фильм действительно содержит ряд весьма натуралистичных сцен, что может вызвать обвинения в пропаганде насилия. Однако следует помнить, что голландец никогда не снимал фильмы для детской и юношеской аудитории, его зрители – люди сугубо взрослые и понимающие чёрный юмор. Так что в данном случае жестокость фильма можно рассматривать как эпатаж, а можно – просто как часть режиссёрского стиля. В конце концов, ещё ни одну работу Верховена нельзя было порекомендовать к семейному просмотру, и «Робокоп» в этом плане, право же, ещё не самый экстремальный вариант.
Так же к некоторым особенностям, или, на чей-то взгляд, недостаткам, можно отнести компактность картины – «Робокоп» длится чуть больше полутора часов, вследствие чего действие развивается весьма динамично, нет и малейших отступлений от сюжета, вроде пространных диалогов или дополнительно проясняющих сюжет сцен. В ленте нет ничего лишнего и перегружающего, в результате чего, зритель, возможно, и не поймёт внутренний мир героев во всей его глубине, но – несомненный плюс – ни на минуту не заскучает. «Робокоп» – ярчайший пример мейнстримного кино в сочетании с неким налетом европейской глубокомысленности и иронии – и можно смело сказать, что таким он стал во многом благодаря своему режиссёру. Верховен умеет мыслить нестандартно; возможно, именно таким людям, как он, дано снимать фильмы, переворачивающие представления о кино или просто об одном конкретно взятом жанре. В дальнейшем режиссёр еще не раз вернётся к фантастической теме, но всё же именно «Робокоп» останется самым ярким и удачным его опытом в жанре.
Александра Яковлева