ГАДКИЙ Я 3 (DESPICABLE ME 3)
2017, США, 90 мин.
Жанр: анимация
Режиссёры: Эрик Гуильон, Кайл Балда, Пьер Коффан
Роли озвучивали: Стив Карелл, Кристен Уиг, Трей Паркер, Миранда Косгров, Дэна Гайер, Нев Шаррел, Пьер Коффан, Стив Куган
Собрав приличную сумму американских рублей на патентованных игрушках, лента Кайла Балда и Пьера Коффана «Миньоны» получила такой ворох критики всех возможных мастей, что людям, обладающим хотя бы зачатками здравомыслия, впору было задуматься: «А куда мы собственно мчимся?» Пищащими, кричащими, хрюкающими и пукающими жёлтомордыми уродцами зрители определённо уже наелись. Но разве это повод тормозить станок по производству игрушек? Конечно же, нет. Нужно лишь вывести на большие экраны очередную семейную комедию о семейных же ценностях. А там родители и глазом моргнуть не успеют, как окажутся перед цветастыми прилавками «Детского мира». Ну, какой отец не купит своей маленькой фее плюшевого единорога? Для сорванцов в шортах в продаже имеется супернабор «Сбегай как миньон». Маркетинговая сказка в действии.
Кажется, в свое время мы пинали «Гадкого я» за номером два за сюжетное бессилие, предлагая более вразумительные (как нам казалось) решения. Увы, вынуждены, со стыдом признать, с новой лентой подобный фокус уже не пройдет. Пинать сюжет в «Гадком я 3» совершенно невозможно. Явив рецензентам всё коварство, на какое они только способны, сценаристы забыли завезти в кино сюжет. То есть здесь есть шутки, отдельные номера, какие-то песни и пляски, но всё это связано между собой такой условной линией, что главным вопросом становится: «Как эпизоды не разбрелись на короткометражки?». Ведь все предпосылки для этого они имеют. Персонажей изначально-то было с избытком, теперь же им становится тесно друг с другом и они принимают логичное решение – существовать сами по себе. Организовав собственные банды, они пытаются поделиться своими проблемами, абсолютно наплевав на соседей по истории.
А проблем у каждого героя столько, что хватило бы на добрый учебник по «Домашней психологии для чайников». Грю пытается не сойти с ума от счастья по причине неожиданно обретенного брата-близнеца. Люси осваивает новую для себя роль матери трёх подрастающих девочек. Марго пытается отказаться от внимания пухлощёкого кавалера, во всю щебечущего о помолвке. Агнес ищет замену плюшевому единорогу. Стадо миньонов взяло творческий отпуск и двинулось искать для себя нового злодея. И логика подсказывает, что в какой-то момент должно прийти долгожданное озарение, мол без семьи нельзя, нужно держаться вместе, и в единстве сила. Но ничего этого не происходит. Каждый персонаж завершает свой квест, нисколько не заботясь о хоть какой-нибудь завалящей морали. Семейное кино должно развлекать, а не приставать с занудными прописными истинами.
А ведь в своей сути истории-то были неплохие. И в них прослеживалась определённая экзистенциальная глубина. Вряд ли бы их хватило на полноценный проект, но оставьте вы две сюжетные ветки и выстраивайте все представление вокруг них. Развейте фобии у новоиспеченной мамаши. Добавьте элементы соперничества у братьев. И вот перед вами умное кино, оставляющее в остатке положительные эмоции. Или возьмитесь за историю взросления Марго, Эдит и Агнес. Проведите их тропками безграничной веры родителям, разочарование и новое обретение веры. Ну в крайнем случае расскажите о поисках миньонами нового злодея. Впрочем, это уже было и положительных отзывов не сыскало. Так что миньонов можно смело выкидывать. Собственно в сюжете они перестали выполнять даже функцию мебели. Время от времени сценаристы словно вспоминают о них, и тогда камера устремляет свой взор на жёлтые таблетки. Нужны ли они «Гадкому я 3»? Скорее нет, чем да. По крайней мере их исчезновение ничего кардинально не изменит
(пожалуй, изменит исключительно в лучшую сторону, - прим. ред.). Другое дело, что ваше чадо ни за что не станет просить себе в подарок куклу Люси или Грю. Потому и приходится терпеть эти жёлтые недоразумения на экране.
А вот с главным злодеем вышло очень удачно. Харизмой Бальтазар Брэтт правда слегка не дотягивает до предыдущего Эль Мачо, но по степени проработки обходит его с закрытыми глазами. В самом деле, рестлерская тематика заходит далеко не всем, а значит и характерные шутки в своем большинстве бьют мимо цели. В этом отношении Брэтт с его ностальгией по восьмидесятым оказывается очень близок к родителям. И те хиты, под которые он совершает свои дерзкие злодеяния, направлены в первую очередь в сторону взрослых. Вряд ли Майкл Джексон и А-ха будут очень близки маленькой публике.
В результате «Гадкий я 3» напоминает набор для плетения бус, в который по рассеянности забыли положить леску. Вы можете жонглировать бисером, катать цветные шарики по полу, попытаться придумать с ними свою игру или использовать в качестве личного клада. Единственное, что вы не можете, это собрать полноценное украшение. От этого становится особенно обидно за ленту, ведь потенциал у затронутых тем был неплохой. Отказавшись от антиджеймсбондовской стилистики, авторы сделали правильную в общем-то ставку на семейные ценности. И будь это первым пробным шагом, на эту аляповатую мозаичность можно было бы закрыть глаза. Но на плакате стоит неумолимая тройка, а значит авторы просто сами устали от своих героев. Прощания с фейерверками и тортом на манер «Мадагаскара» не вышло, но лучше уж такой скомканный финал, нежели потенциальная четвертая часть. Боимся, что её превращение в пошловатый набор скетчей будет просто неизбежно.
Константин Большаков
В кинотеатрах с 29 июня