МИСТЕР ШТАЙН ИДЁТ В ОНЛАЙН (UN PROFIL POUR DEUX)
2017, Австрия-Франция-Германия-Бельгия , 105 мин.
Жанр: комедия
Режиссер: Стефан Робели
В ролях: Пьер Ришар, Яннис Леспер, Фанни Валетт, Стефан Биссо, Стефани де Крэенкур, Гюстав Керверн
Старость – почти всегда не в радость, но иногда бывает и иначе: седина в бороду, бес в ребро. Эта якобы нестандартная для пожилого возраста ситуация чаще всего вызывает определённое удивление, граничащее с раздражением, у окружающих; очередная внучка или дочка весёлого дедули, пересмотревшего все ролики баттл-репперов на YouTube и вовсе крутит у виска и говорит «совсем на старости лет с катушек съехал» и всё в таком же духе. Стоит ли говорить, что эти снисходительные реплики актуальны ровно до того момента, пока эта самая старость не постучит и в твою дверь, а там хоть делай вид, что тебя нет дома – бесполезно.
Ррраунд.
Пьеру почти восемьдесят лет, он похож на австрийского режиссёра Михаэля Ханеке с лицом Пьера Ришара, который любит выпить чего-нибудь покрепче и не очень любит все эти современные штучки типа интернета. Его обожаемая супруга давно умерла, и Пьер застрял в своей захламлённой квартире за просмотром киноплёнок ностальгического прошлого. Чем он ещё занимается, не говорят, но можно догадаться – доживает, как говорится, свой век. Его быт иногда нарушается визитами чрезмерно озабоченной его старостью дочери по имени Сильвия, которая, как кажется, приходит к нему исключительно для того, чтобы открыть балконную дверь и сказать, как, мол, у тебя, папаша, душно, а потом выкинуть протухшие равиоли в мусорку. У Пьера есть ещё внучка Жульетт, карьеристка и вертихвостка, и внук Симон, про которого известно только то, что он идиот и лентяй, а за подаренный дедушкой мотоцикл даже «спасибо» не сказал. Что поделать, молодежь. И за кого мы только воевали?
Завязка этой комедии положений под лёгкие парижские мелодии практически заставляет проникнуться подобным, как и у Пьера от своих киноплёнок, чувством – это же старая добрая французская комедия положений! Более того, смело можно сказать, что подобного кино не выходило примерно с тех времён, как жандармы из Сен-Тропе охотились за нудистами, а высокий блондин обувал разные ботинки – то есть, считайте, целую вечность назад. Примерно на таких чувствах и играет режиссёр Стефан Робели, которому, в общем-то, не впервой снимать фильмы про светлую и неугомонную старость – и хоть его «А давайте жить вместе?» с тем же Пьером Ришаром 2011 года был не слишком ласково встречен зрителями, тем не менее, очевидно, что темы доброго, вечного и во всех отношениях приятного хоть кому-то не чужды, и во Франции ещё снимают какие-никакие, а семейные фильмы, где за очередную шутку не хочется краснеть в присутствии чьей-нибудь бабушки.
Да и сам сюжет «Мистера Штайна» будет узнан той же бабушкой безошибочно, потому что является нетленной классикой уже не только в литературе, но и в кино: сюжет, где один герой в кого-то влюбляется, но по каким-то причинам не может открыться объекту своей любви и делает это через кого-то третьего, в кого, в свою очередь, взаправду влюбляется героиня. В кино в первую очередь, на ум приходит давняя комедия со Стивом Мартином и Дэрил Ханной «Роксана», а в литературе, безусловно, это «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана – ведь именно этот сюжет лежит в основе новой работы Робели. Современный Сирано-Пьер развлекается тем, что бесталанно стареет, покуда деятельная дочь не придумывает ему занятие, нанимая ухажёра своей дочки Алекса для того, чтобы тот научил дедулю пользоваться макбуком и интернетом. Алекс – писатель, не написавший толком ничего успешного, разумеется, безработный и очень похож на лохматого лабрадора, который всё время то ли грустит, то ли просто ленивый. Первый урок заканчивается установкой скайпа, а второй урок мистер Штайн проворачивает сам, регистрируясь на сайте знакомств (шутки про то, как отсканировать фотографию, засовывая её в дисковод и прочие прелести освоения техники нового века – получите, распишитесь). Профиль-то наш герой создал, да вот год рождения решил указать почти на пятьдесят лет моложе, не подумав о том, что
la femme fatale найдётся довольно быстро и устоять перед ней, как и положено, не будет никакой возможности. Ну и угадайте, кого он просит пойти на свидание вместо себя?
Здесь, вероятно, можно сказать: oh la la, как предсказуемо. Действительно, сюжет «Штайна» можно разгадать минут за десять-двадцать после начала, но дело здесь вовсе не в этом (какая скука тогда бы была), а в извечной, но сердечной идее того, что любви все возрасты покорны, и не всегда разница в возрасте вообще имеет значение. В одной из сюжетных линий становится ясно другое – насильно мил не будешь. В третьей – навещать своих престарелых родителей нужно бы и почаще.
Ну и самое главное – то, как Пьер Ришар мастерски продолжает разбивать зрительское сердце одним лишь взглядом.
Вера Котенко
В кинотеатрах с 24 августа