Бессмертная драматическая классика, неизвестный мелодраматический детектив и незамеченный криминальный триллер – таков наш улов в этом месяце.
Предпочитаете смотреть фильмы в скромном одиночестве, либо в близком кругу у себя дома, а не в кинотеатре? Не знаете что бы эдакого посмотреть? Мы подскажем.
Константин Большаков:
Все дороги Касабланки ведут к кафе «У Рика». Его хозяин – прожжённый циник, не лезущий за шпилькой в карман, скорее существует, нежели живет полноценной жизнью. За привычным распорядком дня с его хлопотами по поводу своего заведения очень просто спрятать осколки разбитого сердца, вывезенного из оккупированного немцами Парижа. Эти осколки он полирует азартными играми и выпивкой, пока в один из вечеров в его бар не приходит Ильза Лунд. Та самая женщина, что с лёгкостью смогла сначала подарить, а затем сломать Рику крылья. И сколько ни заливай чувства циничными коктейлями, их очень сложно погасить. А пока человек жив, живы его воспоминания о тех счастливых минутах в тревожное время. Но сердце женщины в этой истории может принадлежать двум мужчинам. И один из них уже давно стал символом французского сопротивления. Дополнительная связь делает любовную систему статически неопределимой, а значит, кто-то должен принести себя в жертву. Вот только кому больше нужна в этот момент жертва – любимой женщине или родине?
Майкл Кёртис рисует на экране обнажённые чувства, возвращая фабричному Голливуду ту частичку магии, что почти растворилась к 1942 году. Атмосфера его ленты изначально настолько пропитана безнадежностью, что до сих пор классификаторы всего любого причисляют «Касабланку» к нуару. Правда, спохватившись, добавляют определение – «романтический». Нет, конечно,
«Касабланка» никакой не нуар. Но образ, выведенный на экране Богартом, стал образцом для многих киношных детективов. А от фатальности Бергман начинают искриться декорации. Примеряя универсальные маски влюблённых Мужчины и Женщины, они подобно героям Хемингуэя, хотели бы сбежать от этой глупой войны. Но при всём своём желании, Рик и Ильза не смогут спрятаться в своей страсти. В таких чувствах и целого мира обычно мало, а тут он ещё истерзан страшной трагедией.
Александр Колесников:
Уходящий ноябрь позволил по-новому открыть классика интеллектуального детектива Жоржа Сименона. Бельгиец известен как создатель меланхоличного комиссара Мегрэ, но в его коллекции присутствует также «Помолвка мсье Гира». Весьма кинематографичный роман удостоился сразу двух экранизаций, и особенно удалась вторая, поставленная французским режиссёром Патрисом Леконтом.
«Мсье Ир» повествует о судьбе малопривлекательного, скрытного и нелюдимого господина средних лет, увлекающегося подглядыванием через окно соседнего дома за симпатичной девушкой. Неординарный, глубоко психологический фильм снят на стыке детектива и мелодрамы. Сюжет вращается вокруг патологического, как представляется поначалу, пристрастия немолодого мужчины, стесняющегося высказать давно накопленные чувства и отваживающегося сделать это в неподходящий момент. Дело в том, что непопулярный среди соседей, к тому же этнический еврей оказывается главным подозреваемым по делу о жестоком убийстве. Во всяком случае, сумрачный следователь даже не рассматривает других кандидатов на расстрельную роль. Улики косвенные, но упрямая убеждённость не даёт покоя ни полицейскому, ни мсье Иру. Старательное утрирование режиссёром отрицательных качеств заглавного персонажа оказывается тонкой игрой, призванной внушить зрителю, что не всегда виновен тот, у кого словно на лбу написано «Не доверяйте мне».
Под ширмой очевидности скрывается щемящая и проникновенная история одиночества настоящего романтика. Мсье Ир некрасив лицом, но его душа способна проявлять внимание, а сердце – трепетно любить. Величайшей трагедией мужчины становится невозможность насладиться взаимностью чувств, поскольку его избранница принадлежит другому обществу, где в ходу совершенно иные ценности – хорошо знакомые массовому зрителю. В скромной по хронометражу картине достаточно откровений, какие-то порадуют зрителя, а некоторые опечалят. Но чего точно не останется по итогам просмотра картины, так это равнодушия. Кино лучится внимательностью к человеческим изъянам, ведь в конце концов все мы неидеальны. Патрис Леконт поставил фильм в лучших традициях Хичкока, придержав головокружительный поворот сюжета на самую концовку, что подразумевает возврат к ранее показанным событиям для восстановления в голове всех фрагментов нарушенной печальной структуры. Красочная картинка, восхитительное танго Майкла Наймана, скрупулезно выстроенный кадр с обилием крупных планов выдают большого профессионала за режиссёрским пультом, а такие люди разочаровывать не привыкли. Удели «Мсье Иру» полтора часа вечернего времени, дорогой читатель, и светлого в душе станет хоть на крупицу больше.
Игорь Талалаев:
Криминальный триллер с элементами драмы от Бена и Джошуа Сэфди с Робертом Паттинсоном в главной роли миновал широкого зрителя, но, разумеется, хуже от этого не стал.
«Хорошее время», история о двух безбашенных братьях – один просто рисковый парень не в ладах с законом, второй натурально умственно отсталый – с первых сцен набирает высокую скорость и не сбавляет ход до самого конца. Если даже на экране и не происходит чистый экшн, напряжение нагнетается в разговорных эпизодах. Поставивший перед собой цель во что бы то ни стало вытащить своего брата из цепких лап полиции Конни не останавливается ни перед чем: он бегает, дерётся, торгуется и обманывает, обманывает, обманывает. Паттинскон изобразил довольно скользского типа, который, однако, вызывает симпатию – ведь рвёт жилы не просто ради кучи бабла (хотя и эта переменная в уравнении присутствует), а ради больного брата, которого искренне любит. Правда, силы любви явно не хватает для того, чтобы дать человеку просто спокойно жить, а не замазывать в криминале.
Основное действие фильма ограничивается одной ночью, когда Конни приходится извернуться ужом, чтобы обставить полицию. Положение дел меняется стремительно, и парень втирается в доверие самых разных людей, демонстрируя недюжинную находчивость и определённый уровень невезения. Смотрится это довольно живо, но лучшим эпизодом всё равно остаётся самое начало – во время молчаливого ограбления в реалистичных масках натурально забываешь дышать. Позже это мощное ощущение наэлектризованного воздуха, конечно, проходит, но на общем впечатлении от просмотра сказывается благоприятно. А финал истории приносит понимание: иногда, чтобы помочь человеку, его нужно просто не мешать.